Во всем виноват бастык: Как справиться с нервозностью и озлобленностью в условиях пандемии - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+3 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Во всем виноват бастык: Как справиться с нервозностью и озлобленностью в условиях пандемии

Во всем виноват бастык: Как справиться с нервозностью и озлобленностью в условиях пандемии

Как справиться с нервозностью и озлобленностью в условиях пандемии и не доводить конфликты до откровенной ненависти

  • 15 Июля 2020
  • 601
Фото - Caravan.kz

“В большинстве трудовых конфликтов виноват первый руководитель”, – считает глава общественного объединения “Совет медиаторов Актюбинской области”, кандидат юридических наук, тренер-медиатор, нотариус Светлана БАЛПЕИСОВА. В качестве примера медиатор приводит недавний случай, который произошел на актюбинском предприятии. Со своей проблемой в областной профсоюз обратились почти три десятка вахтовиков. Суть их претензий была в том, что им не собираются оплачивать дни вынужденного отдыха. Конфликт решался с участием медиаторов, представителей суда № 3, профсоюза и 2 конфликтующих сторон.

– Проблема заключалась в том, что юрист компании недосмотрел и вместо слова “отдых” в документах прошло слово “прогул”. То есть люди вынужденно сидели дома, а им, выходит, поставили прогул. Эта была чистая формальность, но именно из-за слова “прогул” возник ажиотаж. Поскольку люди решили, что за этой формулировкой стоят сокращение или увольнение. Найдя причину, что им недоплатили, они стали требовать выплат и возмущаться словом “прогул”. И доказывать, что выехать на вахту они не имели возможности по объективным причинам: были закрыты дороги. Возникло негодование, – рассказывает о сути конфликта Светлана Балпеисова.

– Этого накала можно было избежать?

– Конечно. Судя по возникшей ситуации, на предприятии просто не ведутся разъяснительные работы. Этим не занимаются ни работники юридической службы, ни заместители, которые должны владеть инструментами медиации, законами ведения переговоров. Даже если компьютер автоматически выставил слово “прогул”, они могли оповестить работников, что это ошибка, в той же группе написать, что под словом “прогул” подразумевается вынужденный отдых. О чем это говорит? О том, что руководство не берет во внимание человеческий фактор. А именно он важен в первую очередь. С людьми нужно разговаривать, общаться. Не надо возвышаться, чувствовать свое превосходство. Можно ведь собрать работников в удобное для них время и объяснить, что сложилась вот такая ситуация. Когда человек понимает, что с ним считаются, он не пойдет на конфликт.

– Удалось найти понимание?

– Ребята не только поблагодарили за решение своего вопроса, но и тут же обратились с другой проблемой. Они осознали, что можно просто сесть за стол переговоров и не доводить до острого конфликта. Я им объяснила, что, создав стрессовую ситуацию для себя, они и семью лишают покоя. Глядя на их разочарованные глаза, дети будут всего бояться. Конечно, об этом в первую очередь должно было подумать руководство. Руководитель каждого предприятия должен быть прежде всего переговорщиком. Если он не знает принципов медиации, он не руководитель. Если на предприятии конфликты, значит, руководитель зря получает зарплату. Думаю, что в облмаслихате нелишним будет принять решение, что, если на предприятии конфликт, нужно увольнять руководителя. Значит, вовремя не принял меры, не научил сотрудников, в частности юристов, медиации.

Кстати, по мнению Светланы Балпеисовой, благотворительность тоже способна снять напряжение между людьми.

– У нас в совете медиаторов при Ассамблее народа 10 активных медиаторов, которые постоянно помогают нуждающимся семьям. Это тоже медиация, потому что те люди, которые попали в тяжелую ситуацию, озлобляются. А когда им помогаешь, они начинают верить в хорошее. Недавно после такой помощи многодетная мама сказала: “Я не знала, из чего завтра приготовить еду своим детям. И вдруг, как по волшебству, приходят ребята и помогают продуктами”. Мы всегда должны протянуть руку нуждающимся, потому что это, как бумеранг: что запустишь, то и вернется.

Советы психолога

– Сейчас непростое время, и многие ограничения в условиях пандемии усиливают психическую напряженность. Как с ней справиться?

– В условиях нарастания беспокойства, тревоги и обиды и с ухудшением социально-экономической обстановки, может, даже безысходностью в некоторых случаях большую роль играет готовность людей работать над собой, – считает психолог проекта “Семейный суд” Айгуль БАЙЖАНОВА.

Как ни банально это звучит, прежде всего важно соблюдать распорядок дня и находить дело, которое тебе приносит удовольствие. Человек не должен допустить того, чтобы быть занятым только работой и не делать ничего, что приносит удовольствие. Это может быть просто чтение любимой книжки, 2–3 страницы в день, и чашка любимого кофе. Это может быть встреча с другом или подругой, которым можешь всё выговорить, что накипело. Это очень важно, чтобы человек мог кому-то рассказать о своих бедах. Любое общение с человеком, который тебе близок, идет на пользу. Либо просмотр любимых фильмов, допустим, раз в день. То есть если человек будет создавать баланс между тем, что ему нравится и что не нравится, он все-таки сохранит психологическую устойчивость. И, конечно, необходимо уметь снимать накопившуюся агрессию. Как не сойти с ума от самоизоляции

Но многие молчат и избегают конфликтов. Молчат, потому что, например, боятся начальника на работе либо боятся испортить отношения с родными. Но чувство злости, раздражения имеет свойство накапливаться.

И каждый в любом случае выпускает его как может. У кого-то случается аффект, кто-то начинает пить. Кто-то эту накопившуюся злость срывает на ребенке или жене. Он не может это сделать на работе, а дома находит слабое звено, чаще всего это ребенок, и спускает пар. Эта накопившаяся агрессия весьма опасна. У кого-то она может вылиться в суицид, поэтому нужно уметь вовремя сбрасывать эту агрессию.

В первую очередь важно уметь называть вещи своими именами. То есть понять, на что и почему ты злишься. Затем обязательно подключать физическую активность: занятия спортом, йогой, контрастный душ. Любая физическая активность снимает агрессию. Но, если уже дошло до конфликта, он должен быть обязательно решен.

Нужно искать способы решения, возможно, через третью сторону или через переговоры друг с другом. И обязательно проговаривать всё то, что тебе не нравится, что тебя беспокоит.

То есть необходимы смелость и сила воли, чтобы решать конфликты. Разобраться с чувствами поможет психолог, либо можно позвонить на “горячую линию” и обратиться к специалистам. Плюс витамины и успокоительные средства, и даже в некоторых случаях необходимо сходить на прием к невропатологу и проконсультироваться. Потому что человек не двужильное существо, зачастую действительно тяжело вынести всё, что сейчас происходит. Поэтому нужно обязательно заниматься профилактикой и решением назревших конфликтов, – советует психолог проекта “Семейный суд” Айгуль Байжанова.

АКТОБЕ