В области работает представитель администрации президента страны. Но никто не сомневается, что все будет «спущено на тормозах».
Западноказахстанцы за последние15 лет были свидетелями скандалов и похлеще, когда на глазах у всего честного народа разворовывалось государственное добро. Тогда люди писали письма в адрес высоких начальников. Но последние, вместо того, чтобы наказать проворовавшихся начальников, повышали их в должности или, в крайнем случае, забирали к себе работать, дабы их здесь совсем не заклевали. Не принято у наших чиновников предавать подчиненных.
Сейчас люди, по другому смотрят на происходящее, уже знают, все нарушения можно подвести под закон, а он у нас — что дышло.
А вообще, конечно, никто не ожидал, что бывшие заместители акима области, начнут выступать против своего же непосредственного начальника. Как ни крути, он их взял на работу, доверился им. А они взяли и «подставили» его, да еще как. Видимо, пробежала между ними черная кошка.
Удар акиму Западно-Казахстанской области Нургали Ашимову первым нанес его заместитель Алибек Сытдыков. Ему бы сначала уволиться, а уж потом рубить правду-матку, если уж на то пошло. Но, видимо, решил показать, какой он смелый, никого не боится, и может даже своего шефа публично обвинять. Как бы-то ни было, Сытдыков, сидя на чиновничьем кресел замаакима области, заявил о том, что в городе распродаются земли общего пользования, фирмам пришедшим вместе с акимом ЗКО.
Таким образом, он дал понять, что эти фирмы лоббирует Ашимов. Последний после такого заявления выдержал паузу, правда, как потом выяснилось, он был в отпуске за пределами области.
Зато, выйдя на работу, глава региона, тут же распорядился уволить с работы своего зама. Как раз к этому времени подоспела депеша Агентства РК по экономической и коррупционной преступности, которая настоятельно рекомендовала рассмотреть вопрос соответствия занимаемой должности Сытдыкова, в связи с тем, что на него возбуждено уголовное дело. Конечно, при таком положении дел, сидеть бы Сытдыкову на месте и молчать, не выступать. Но, произошло то, что произошло.
Дальше — больше. Буквально через неделю заместитель акима Уральска Тимур Карагойшин публично заявил, что и его тоже обижают, тоже хотят уволить. И он тоже не собирается уходить молча. Он выступил еще круче. Сообщил, что государственная жилищная программа в области развалилась по вине областного акима, который заставил строительные компании строить по 300 долларов за 1 квадратный метр. Мол, большинство строителей по этой причине терпят убытки и даже становятся банкротами. А аким области, по словам Карагойшина, вообще имеет связь с криминалитетом. Вот так вот — ни больше, ни меньше.
После такого ушата помоев, Нургали Ашимов не заставил долго ждать комментариев. Относительно увольнения своих замов он заявил буквально следующее.
— 1 августа к нам приезжал заместитель председателя Агентства РК оп борьбе с экономической и коррупционной преступностью Андрей Лукин. Он сообщил, что согласно представлению финансовой полиции г-н Сытдыков уволен с занимаемой должности. Что касается Карагойшина, насколько мне известно, он еще не уволен. Но согласно закону, он должен быть уволен, будем разбираться, почему его не уволили раньше. Он нарушил Кодекс чести госслужащего, который гласит, что, прежде чем огласить порочащие сведения, либо выступить с аналогичным заявлением, он обязан уволиться. Обвинять кого-то в криминалитете — это не игрушки.
А что касается строительства по 300 долларов и убытков строительных компаний отметил:
— Всем известно, какая большая очередь образовалась на жилье в Уральске, три года назад была около 8 тыс. человек. Сейчас эта цифра уменьшилась лишь на тысячу. Тогда же три года назад самые дешевые дома стоили 700 долларов за квадратный метр. Не решали проблему дефицита жилья и возникшие на окраине Уральска районы Арман, Казахаул и др., где предоставлялась земля под застройку частного жилья без инфраструктуры. Учитывая остроту жилищного вопроса, мы обратились к правительству с просьбой выделить средства из республиканского бюджета, и правительство нас поддержало.
Тогда же мы подписали меморандум со всеми монополистами коммунальных услуг, что цены на газ, тепло, свет будут держаться стабильно. С учетом всех положительных аспектов, а также тот факт, что силикатный кирпич свой, местный, мы пришли к расчетам, что можем строить жилье по 300 долларов за квадратный метр. Первый тендер был сорван: компании не желали строить по 300 долларов. На следующем тендере компании сами подали документы, выиграли лоты. Конечно, на ситуацию не могла не повлиять инфляция и эскалация цен. Поэтому было решено поддержать строительные фирмы, поднять цену за квадратный метр до 350 долларов. Никто из компаний, возводивших дома по этой цене, по итогам года не понес убытки. Иначе это отразилось бы на налоговых декларациях.
Всем, кто строил по госпрограмме, давались хорошие подряды с рентабельностью около 15%. Благодаря тому, что мы строили за 300 долларов за квадратный метр, удалось сэкономить средства, которые позволили построить 37 коттеджей в аулах и 60-квартирный дом в Зачаганске. Однако, чтобы помочь этим фирмам, область привлекла для них подряды на 21 млрд. тенге. Это кроме дорог. При 10-процентной рентабельности от 21 млрд. тенге эти компании получили 2 млрд. тенге, а всего сдали домов на 1,4 млрд. тенге. Таким образом, руководство области поддержало строителей.
Бывшие заместители обвинили Ашимова и в том, что в ходе тендеров лакомые кусочки отдаются фирмам, приближенным к акиму, а также его родственникам. В общем, круговая порука. Но глава региона уверен в обратном:
— Напомню, что бывший заместитель акима Алибек Сытдыков просился на работу ко мне. Я его принял и поручил ответственный участок работы. По его рекомендациям были расставлены люди на всех участках. Как вы знаете, строительство очень регламентируется — от подачи заявки на тендер до окончания работ. Все проходило, как того требует закон. На всех ответственных участках руководства и координации строительной программы трудятся люди — не новички в этом деле. Кто будет указывать профессионалам, работающим в этой сфере не один десяток лет? Совсем неуместно говорить, что кто-то давал им указания. Ни один работник облакимата никогда не вмешивался в процедуру тендеров. И мы не допустим нарушения закона.
Когда я пришел в эту область, проведением тендеров занималось только управление по госзакупкам. Но мы разделили эту функцию по соответствующим ведомствам. Если, к примеру, тендер касался больниц, то его проводит департамент здравоохранения, но облакимат, повторяю, в эту процедуру никогда не вмешивался.
О родственниках моей жены в связи с некоторыми опубликованными вымыслами. Я родом из Шымкента. Жена — из российского Мурманска, у нее четыре родственника в Казахстане. Это я и трое наших детей. Других нет.
Помимо всего этого в областном акимате создали специальную комиссию, которая и должна была разобраться во всем происходящем. Как и ожидалось, ничего криминального вышеназванная комиссия в деяниях чиновников не нашла.
Как сообщила на пресс-конференции заместитель акима области Эльдана Садвакасова, все решения акимата по передаче земли и другие принимались при положительном заключении всех уполномоченных органов, а также депутатов городского акимата. Никаких нарушений со стороны акима области, как и ожидалось, комиссия не выявила. Но на всякий случай направила материалы, собранные в справке в прокуратуру, для установления законности в действиях госорганов и отдельных физических и юридических лиц.
Об этом распорядился сам аким области, на брифинге для журналистов он заявил, что материалы будут направлены в прокуратуру, которая должна вынести окончательное решение.
Но вряд ли прокуратура рискнет наказать столь высокие чины. Даже при всем желании со стороны надзорного органа, наказания не последует. В этом народ может быть уверен. А кто кому родственник, и кто чьи интересы лоббирует и без того все знают, Уральск настолько маленький город, что стоит кому-нибудь в одном конце города чихнуть, как тут же об этом узнают в другом конце. Другой вопрос, зачем теперь уже бывшим замам понадобилось выносить сор из избы, в котором они сами тоже проварились какое-то время? Ведь никто не верит в то, что они сами настолько белые и пушистые…