Проблем – вагон и тележка
Как театр начинается с вешалки, так любой полет – с аэропорта. Нехватка или отсутствие оборудования для обслуживания рейсов, элементарных удобств для пожилых людей, мам с детьми и инвалидов – все это сказывается не только на настроении пассажиров, но и на регулярности полетов. В январе этого года на совещании с руководителями отрасли в Алматы авиаторы обозначили целый “вагон и тележку” проблем – плачевное состояние аэропортов, взлетно-посадочных полос, отсутствие условий для быстрого обслуживания пассажиров…
Сейчас, по данным Комитета гражданской авиации РК, в Казахстане работает 20 аэропортов. В частной собственности находятся воздушные гавани Алматы, Караганды, Уральска, Тараза, Боралдая (пригород Алматы). В коммунальной – в Талдыкоргане. В доверительном управлении в АО “Национальная компания “КТЖ” четыре аэропорта – Астаны, Костаная, Петропавловска, Кокшетау. В АО “Национальная компания “СПК” три аэропорта – Усть-Каменогорска, Шымкента, Семея. В ведении Фонда национального благосостояния “Самрук-Казына” воздушные гавани Актобе, Атырау, Павлодара. В доверительном управлении также находятся аэропорты Балхаша, Жезказгана, Актау, в республиканской собственности – аэропорт Кызылорды.
Пассажирам комфорт только снится
В комитете признают: разобщенность форм собственности, отсутствие единого стандарта управления не позволяют обеспечить развитие аэропортов так, как этого требует время. Как следствие – все это отражается на качестве сервиса и сдерживает расширение географии полетов.
Среди главных аэропортовских проблем – постоянный рост тарифов на услуги, неудовлетворительная материально-техническая база. До сих пор используется бумажный метод контроля пассажиропотока, нет киосков самостоятельной регистрации пассажиров, помогающих сэкономить время. Пункты таможенного контроля и службы досмотра разделены, и людям приходится проходить одну и ту же процедуру дважды.
Большой минус – в крупнейших воздушных гаванях нет гостиниц для транзитников, условий для обслуживания трансфертных пассажиров. Услуги такси зачастую предоставляются в навязчивой и грубой форме. Гости Алматы это чувствуют, как только покидают зону выдачи багажа. Об этой проблеме “Караван” говорил не раз, руководство аэропорта даже обещало навести порядок. Но, видимо, вновь запамятовало.
Под одной крышей будет лучше?
В авиакомпаниях заявляют, что аэропорты злоупотребляют своим монопольным положением и навязывают им кабальные условия в виде завышенных тарифов на свои услуги. Так, один из региональных аэропортов в нарушение договора настаивал на оплате по повышенному тарифу после 18.00. А страдают в конечном итоге пассажиры!
Сейчас, как говорится в ответе Комитета гражданской авиации, проводится процедура создания единой управляющей компании и передача ей госпакетов акций аэропортов. К руководству планируется привлечь международный менеджмент. Под крылом новой компании будет 11 аэропортов. Как следует из ответа, уже переданы в доверительное управление воздушные объекты Кокшетау, Костаная, Астаны, Петропавловска. Передачу остальных аэропортов планируется завершить до конца июля этого года.
Но выиграют ли от этого пассажиры? Представители авиационного бизнеса считают: передача контроля одной управляющей компании поможет в решении накопившихся проблем. В то же время, если опираться на мировой опыт, такие города с развитой экономикой, как Бангкок, Куала-Лумпур, Дубай, предпочли оставить аэропорты в руках государства, понимая, что они – важная часть транспортной системы, а инвестиции в воздушные гавани – долгосрочные проекты национального масштаба. Мы уже имеем печальный опыт управления иностранным менеджментом стратегическими объектами, как теплосети в Алматы, когда вся работа была направлена на выкачивание прибыли, а в реконструкцию не вкладывалось ни тенге.
Посторонним вход… разрешен
Новоиспеченному хозяину казахстанских аэропортов предстоит решить серьезные вопросы, связанные с безопасностью полетов. Как сообщили в Главной транспортной прокуратуре, совместные эксперименты с КНБ по проносу муляжей взрывных устройств в здания аэропортов дали положительные результаты. Подобные проверки были и несколько лет назад. Выходит, хозяевам просто начхать на безопасность! Порой никакой критики не выдерживают ограждения зданий и взлетно-посадочных полос.
Авиационное руководство страны признает: реконструкции в ближайшее время требуют техническое оснащение и состояние аэродромных покрытий аэропортов Костаная, Талдыкоргана, Тараза, Семея, Петропавловска, Усть-Каменогорска, Уральска. Завершается перестройка аэропорта Кокшетау, в этом году планируется закончить работы на взлетно-посадочной полосе Тараза, в 2014-м – Талдыкоргана. Что касается проблемной взлетно-посадочной полосы Уральска, то есть решение учредителя аэропорта о безвозмездной передаче взлетки в госсобственность для ее реконструкции за счет бюджетных средств и передачи ее в доверительное управление. Вопрос о восстановлении другой проблемной взлетки – аэропорта Петропавловска – пока только на бумаге.
Не рой другим яму!
Конечно, нас, пассажиров, не может не волновать и состояние воздушных судов. Главная транспортная прокуратура проверила 56 авиакомпаний. Результаты, судя по предоставленным “Каравану” данным, неутешительные.
“Выявлены нарушения законодательства, направленного на обеспечение безопасности полетов, когда допускалась эксплуатация воздушных судов с техническими неисправностями и истекшими межремонтными сроками годности двигателей, – указано в ответе на наш запрос. – Приостановлена эксплуатация воздушных судов авиакомпаний АО “Авиакомпания LUK AERO (“Боинг-737”), АО Jet Airlines (Ту-134), ТОО Aeroprakt (вертолет ВО 105СВS4)”.
Выявлено, что к полетам допускался не соответствующий квалификационным требованиям персонал. Есть факты, когда незаконно продлевались сроки действия свидетельств авиационного персонала.
“Указанные нарушения законодательства об использовании воздушного пространства свидетельствуют о ненадлежащем обеспечении государственного контроля со стороны Комитета гражданской авиации”, – подытожили прокуроры. И установили: комитетом были незаконно выданы свидетельства о госрегистрации воздушных судов, на которые истекли сроки действия актов проверки технического состояния.
Интересно, на каких самолетах тогда летают в командировки сами сотрудники Комитета гражданской авиации? И не боятся ли попасть в “яму”, которую сами вырыли?