– Филиал “Научно-практический центр санэпидэкспертизы и мониторинга” НЦОЗ МЗ РК ежемесячно проводит мониторинг заболеваемости инфекциями, связанными с оказанием медицинской помощи (ИСМП) по всем стационарам Казахстана, анализирует его данные и дает рекомендации медицинским организациям, – рассказывает директор филиала, к. м. н., эпидемиолог Айнагул КУАТБАЕВА. – Но цифрами и статистическими данными по Казахстану, в силу определенных причин, мы сейчас не оперируем.
– То есть обрисовать ситуацию пока можно лишь словами?
– Да. Между тем инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи, регистрируются во всех регионах Казахстана. В 2021 году, по сравнению с предыдущим 2020 годом, у нас произошло снижение заболеваемости ИСМП за счет уменьшения числа заразившихся COVID-19 в медицинских организациях.
По оценкам центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC), в любой отдельно взятый момент времени, к примеру, в США, от инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, страдают порядка 5 процентов госпитализированных там пациентов. А систематический обзор данных по распространенности ИСМП в развивающихся странах продемонстрировал крайне низкое их качество либо полное отсутствие. В результате ВОЗ констатировала, что глобальное бремя ИСМП на общемировом уровне остается неизвестным из-за сложности сбора достоверных данных. Во многих ситуациях, от больниц до амбулаторного и долгосрочного ухода, эти инфекции остаются скрытой проблемой, которую не решили пока ни одно учреждение и ни одна страна.
Эксперты ВОЗ считают, что каждый 10-й пациент в мире, который госпитализируется в лечебное учреждение, инфицируется возбудителями внутрибольничных инфекций.
– То есть ввиду проблем с учетом по Казахстану мы пока ориентируемся лишь на обобщенные цифры мировой статистики?
– Да. Из систематического обзора литературы, проведенного Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), следует, что частота возникновения ИСМП в развитых странах составляет 7,6 процента, значительно варьируя между различными странами. Например, в Российской Федерации, по данным официальной статистики, ежегодно регистрируется около 30 тысяч случаев инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи. При этом Роспотребнадзор констатирует, что оценочное реальное число составляет не менее 2–2,5 миллиона человек!
Инфекции и хирургия
– По официальным данным, в Казахстане уровень хирургических осложнений при операциях в стационарах низкий, – продолжает тему главный специалист отдела дезинфектологии и организации инфекционного контроля филиала НПЦ СЭЭМ НЦОЗ МЗ РК Гульвира ТУЛЕУШОВА. – Между тем инфекции в области хирургического вмешательства (далее – ИОХВ) являются наиболее исследуемым и частым типом инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи. В странах с низким и средним уровнем доходов они затрагивают до одной трети пациентов, перенесших хирургическую процедуру. Но даже в странах с высоким уровнем дохода, в Европе и США, это нежелательное явление остается 2-м по частоте типом ИСМП.
Очень многие факторы в процессе подготовки пациента к операции во время и после нее определены как способствующие риску возникновения ИОХВ. В целом во всем мире, по международным литературным данным, количество случаев хирургических инфекций варьируется в среднем от 0,5 до 15 процентов, в зависимости от тяжести состояния пациента и вида операции.
Обычно инфекция при этом передается либо во время самой операции, либо во время перевязок, либо через медицинское оборудование и операционные поверхности, микрофлору кожи, кровь и поврежденный в ходе операции кишечник, а также воздушно-капельным путем.
И примерно половина всех ИСМП связана с проведением инвазивных диагностических и лечебных медицинских процедур, повышающих риск их возникновения (например, с постановкой мочевыводящих и внутрисосудистых катетеров, с подключением аппаратов искусственной вентиляции легких и прочими).
Еще риск заражения ИСМП увеличивается, к примеру, при высокой вирулентности и выживаемости в окружающей среде инфекционного агента из-за его устойчивости к антимикробным веществам (антибиотикам) или же в связи с большой восприимчивостью организма больного (например, при низкой массе тела при рождении, а также в силу пожилого возраста, наличия основных и сопутствующих заболеваний, иммуносупрессии, недостаточного питания). Вероятность инфицирования усиливает и длительная госпитализация в отделении интенсивной терапии. И, учитывая нынешнее состояние антибиотикорезистентности многих видов опасных микроорганизмов, это очень большой риск.
Причины и следствия ИСМП
– По данным ВОЗ, инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи, – это основная проблема безопасности пациентов, и предотвращение их должно быть приоритетом для медицинских учреждений, – сообщает Айнагул Куатбаева. – Ведь результатом ИСМП являются: более продолжительное пребывание в больнице (до 20 дополнительных дней), долговременная нетрудоспособность, повышенная устойчивость микроорганизмов к антимикробным средствам, огромное дополнительное финансовое бремя для медучреждений, увеличение смертности, а также эмоциональный стресс для пациентов и их семей.
Риск заболеть ИСМП универсален и присутствует в каждом медицинском учреждении по всему миру. Это объясняется отсутствием единых критериев, диагностики, а также тем, что системы наблюдения за ИСМП в большинстве стран фактически отсутствуют. Потому инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи, остаются скрытой проблемой, которую на данный момент не решило ни одно учреждение ни одной страны в мире. Аналогичная ситуация и в нашем государстве.
– Что еще усугубляет проблему ИСМП? "Может убивать до 10 миллионов человек в год": врачи рассказали об опасности, страшнее коронавируса
– Например, непродуманная планировка и размеры комнат лечебных учреждений, нарушения в работе вентиляции, а также недостаточное оснащение оборудованием, инструментами, перевязочным материалом, лекарствами, аварийные ситуации на водопроводных и канализационных сетях, перебои в подаче холодной и горячей воды, нарушения тепло- и энергоснабжения.
– Существуют ли у нас комитеты инфекционного контроля при стационарах, отслеживающие все нарушения?
– Комитеты инфекционного контроля имеются во всех медицинских организациях. Там, где их нет, в любом случае работает госпитальный эпидемиолог или медработник, ответственный за профилактику ИСМП. И “Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения”, утвержденные приказом министра здравоохранения РК от 11 августа 2020 года, регламентируют правила содержания зданий и мер профилактики ИСМП.
– Как же с этой проблемой справляются в развитых странах?
– В 2002 году 55-я Всемирная ассамблея здравоохранения приняла резолюцию, побуждающую страны уделять максимум внимания этой проблеме и усилить безопасность и системы мониторинга. В мае 2004 года 57-я Всемирная ассамблея здравоохранения одобрила создание Международного альянса глобальной инициативы по улучшению безопасности пациентов. Программа ВОЗ разработала несколько направлений в работе и сконцентрировала действия в различных областях. Ключевым моментом в программе “Чистота – залог безопасной медицинской помощи” является продвижение гигиены рук по всему миру и на всех уровнях системы здравоохранения. Это очень простое действие признано всеми как первостепенный способ снижения ИСМП и улучшения безопасности пациентов.
– Что происходит там, где не соблюдают внутрибольничные противоэпидемические меры?
– В развитых странах ИСМП возникают у 5–15 % госпитализированных пациентов и могут поражать от 9 до 37 %, больных, поступивших в отделение интенсивной терапии (ОИТ), – рассказывает Гульвира Тулеушова. – Например, в больницах скорой помощи Европы ежегодно наблюдаются ориентировочно 5 миллионов случаев заражения ИСМП, которые приводят к 135 000 смертей. Это порождает примерно 25 миллионов дополнительных дней пребывания в стационарах ежегодно и соответствует экономическому бремени от 13 до 24 миллиардов евро. Рост заболеваемости ИСМП в США в 2002 году составил 4,5 процента, что соответствовало 9 инфекциям на 1 000 пациенто-дней, 1,7 миллиона зараженных пациентов и годовому экономическому урону в размере 6,5 миллиарда долларов в 2004 году. И около 99 000 смертей было связано с ИСМП.
Что реально, что виртуально…
А теперь мы приведем взятые в свободном доступе в Интернете выдержки из научного труда за 2018 год “Анализ заболеваемости внутрибольничными инфекциями в Карагандинской области” группы исследователей Карагандинского государственного медицинского университета в составе: Э. Б. Култановой, А. А. Турмухамбетовой, Д. К. Калиевой.
“В развивающихся странах проблема ИСМП наиболее акцентирована, поскольку политика профилактики и борьбы с инфекциями либо отсутствует, либо плохо адаптирована, или недостаточно финансируется правительствами”.
“В развитых странах, таких как США и Австралия, использование национальных данных эпиднадзора способствовало повышению безопасности пациентов и разработке многочисленных стратегий и программ в области здравоохранения для профилактики и контроля за внутрибольничными инфекциями”.
“Что же касается стран Азии, то национальный надзор является редкостью и функционирует также только в развитых странах, таких как Тайвань, Сингапур, Япония и Корея…”.
“Исследования, проведенные в разных частях мира, показали, что в Северной Америке и Европе 5–10 процентов всех госпитализаций приводят к ИСМП, в то время как в Латинской Америке, странах Африки, к югу от Сахары, и в Азии более 40 % случаев госпитализации ассоциированы с внутрибольничными инфекциями… И ежегодно в Европе приблизительно 4 131 000 пациентов страдают от 4 544 100 случаев ИСМП. При этом, по итогам 2016 года, по всей Республике Казахстан было зарегистрировано только 313 случаев ИСМП…”.
Пока на предложение более подробно прокомментировать существующее положение дел с инфекциями, связанными с оказанием медицинской помощи в Казахстане, никто не откликнулся. Но, согласитесь, когда любой человек, который в критическом состоянии попадает в какой-либо отечественный стационар и имеет серьезный риск подхватить там в придачу к своим тяжелейшим недугам еще и внутрибольничные инфекции, это страшно!
АЛМАТЫ