Внутренняя миграция: от броуновского движения к эффективной системе - Караван
  • $ 481.84
  • 531.33
+6 °C
Алматы
2024 Год
4 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Внутренняя миграция: от броуновского движения к эффективной системе

Внутренняя миграция: от броуновского движения к эффективной системе

Проблемы стихийной внутренней миграции населения и социально-экономического положения сельских мигрантов в городах Казахстана - сегодня актуальны как никогда. По данным Агентства РК по статистике, ежегодно в состоянии активной подвижности находятся около 300 тысяч казахстанцев.

  • 29 Апреля 2010
  • 6243
Фото - Caravan.kz

Доля лиц, участвующих в межобластной и внутриобластной миграции, за период с 1991 по 2007 годы составила 68,8% от общего объема миграции населения, другими словами, 4,7 миллиона казахстанцев стали мигрантами/переселенцами в пределах страны.
Клуб Института политических решений (КИПР) в конце прошлой недели провел очередное заседание — с участием аналитиков, политологов, экономистов, представителей политических партий и неправительственного сектора.
На заседании эксперты проанализировали ситуацию внутренней миграции населения, обозначили негативные и позитивные стороны процесса и определили основные подходы к решениям имеющихся проблем внутренних мигрантов.
Предлагаем вашему вниманию фрагменты высказываний ключевых участников заседания и ряд решений, озвученных в стенах КИПР.
Мухит Асанбаев, вице-президент Казахстанского Центра гуманитарно-политической конъюнктуры:
Поскольку в Казахстане внутренняя миграция в будущем будет только усиливаться, необходимость изучения этого процесса и его последствий являются важными с нескольких точек зрения.
Во-первых, внутренняя миграция населения Казахстана — закономерный процесс, обусловленный вследствие нерешенности целого комплекса проблем в социально-экономическом развитии регионов страны. Как правило, основные причины внутренней миграции в Казахстане связаны с упадком сельского хозяйства и сельских регионов, диспропорциональным развитием регионов республики. Более того, игнорирование властями страны насущных проблем сельского населения является постоянным очагом, стимулирующим активную внутреннюю миграцию.
Сегодня можно констатировать, что процесс внутренней миграции в Казахстане остановить невозможно. Инерция процесса внутренней миграции будет сохраняться, так как она экономически обоснована. Сегодня около 40% населения страны по-прежнему проживает в сельской местности, в то время как экономическая инфраструктура самого села разрушена. Попытки создать новую экономическую систему на сельских территориях Казахстана пока не принесли ощутимых результатов. Поэтому для разрешения данной ситуации необходимо не только участие различных министерств и ведомств, но и принятие системных мер на государственном уровне.
Во-вторых, важно исходить из того понимания, что внутренние мигранты — это основа будущей городской культуры, новая активно формируемая казахскоязычная среда, которая в долгосрочной перспективе способна кардинально изменить облик городов Казахстана и оказывать существенное влияние на социальную, экономическую и политическую сферы общества. При этом, как и всякое сложное и многомерное явление, этот процесс сопряжен как с позитивными, так и с негативными факторами.
Прежде всего необходимо разработать и принять законодательно-правовую базу, направленную на улучшение социально-экономического положения сельских регионов Казахстана. Параллельно следует принять комплекс мер, направленных на поддержку самого процесса внутренней миграции, его регулирование, облегчение адаптации — они снимут остроту проблем, стоящих перед внутренними мигрантами, помогут нивелировать негатив, возникающий из-за внутренней миграции на окраинах Алматы, Астаны, а также вокруг областных и промышленных центров республики.
Нуртай Мустафаев, аналитик Казахстанского института социально-экономической информации и прогнозирования:
Право на свободу передвижения — одно из фундаментальных прав человека. В среднесрочной перспективе масштабная миграция из села в город неизбежна. Нынешнее соотношение городского и сельского населения, вероятно, будет меняться до 25-30% сельского населения.
Основные факторы внутренней миграции — экономические и социальные. Что движет сотнями тысяч внутренних мигрантов, устремляющихся в города? Конечно, стремление найти работу, обеспечить определенный уровень дохода, материальное положение. Но не только. Люди стремятся сменить инфраструктуру своей среды обитания, получить доступ к социальным, образовательным и иным ресурсам.
Фактор конфликтного потенциала неуправляемой внутренней миграции — проявление статусных и ценностных противоречий между: а) внутренними мигрантами в городах и властью, что обусловлено отсутствием формального и реального статуса горожан у внутренних мигрантов, узаконения жилищ внутренних мигрантов; б) внутренними мигрантами, сохраняющими прежние, сельские стереотипы поведения, образ жизни, ценности, и «коренным» городским населением.
В условиях отсутствия какой-либо системной целенаправленной миграционной политики городских властей, решения вопросов правового статуса самих мигрантов и самовольно возведенных ими жилых строений, социального обустройства мигрантских поселков, масштабная внутренняя миграция из сел в города остается одним из наиболее значимых факторов роста конфликтного потенциала.
Снижению конфликтного потенциала неуправляемой внутренней миграции способствуют меры точечного и системного характера. К мерам точечного характера можно отнести: внедрение практики временной регистрации внутренних мигрантов и проведение очередной акции — амнистии и последующей легализации жилья в «проблемных» городских мигрантских поселках. К мерам системного характера относятся: разработка и принятие нового закона РК «О внутренней миграции населения», а также обязательное согласование программ развития городов областных центров и областей.
Ирина Черных, руководитель экспертно-прикладного отдела Института политических решений:
Мы попытались оценить масштабы и динамику внутренней миграции. Нами был проведен массовой опрос с выборкой 2300 человек в 16 городах Казахстана — Астане, Алматы и всех областных центрах.
По результатам проведенных исследований мы определили, что в составе населения крупных городов Казахстана преобладают мигранты (47%), из числа которых 41% — приезжие из сельской местности. Наиболее привлекательными центрами для мигрантов являются г. Астана и центральные города Западного Казахстана.
В решении мигрировать из сельской местности в город отсутствует какой-либо доминирующий фактор. Почти равное количество респондентов указало, что на них повлияли: желание получить образование, низкие заработки, отсутствие перспектив карьерного роста, а также уровень жизни на селе.
Показатели отрицательного либо положительного отношения к приезжающим в Казахстан соотносятся в сопоставимых пределах. При этом оралманы вызывают больше негативных эмоций, чем представители стран СНГ (в 1,3 раза).
Недоминантное большинство респондентов считает необходимым принятие закона, регулирующего внутреннюю миграцию. Каждый четвертый респондент считает его ненужным.
Каждые третий-четвертый респонденты поддерживают идею ужесточения контроля внутренней миграции и восстановления института прописки.
В то же время противников данной идеи в 1,3 раза больше, чем сторонников. В национальном разрезе представители всех фокусных групп в большей степени высказываются против ужесточения контроля внутренней миграции, в том числе и с использованием института прописки.
Канат Кабдрахманов, писатель:
Проблема миграции представлена в деградивном ключе, и с этим я не согласен. Я рассматриваю эту проблему в абсолютно позитивном спектре. Миграция — признак казахстанской урбанизации.
Мигранты — это те люди, которым приходится иметь дело с самыми серьезными жизненными вызовами. Он обязан показать себя с лучшей стороны, чтобы адаптироваться на новом месте. Для наших космополитизированных городов очень важна «прививка» национального традиционализма.
Сапура Джунусова, заместитель председателя РОО «Шанырак»:
Мы непосредственно занимаемся мигрантами. Мы проанализировали Стратегию территориального развития РК до 2015 г., которая была утверждена в 2006 г. Анализ показал, что стратегия практически стимулирует внутреннюю миграцию. На сегодняшний день территориальное, и, как следствие, индустриально-инновационное и социальное развитие проводится таким образом, что население сельских районов вынуждено уезжать в города, где сталкивается с многочисленными социальными проблемами. Ни в одной из проанализированных нами программ не предусмотрены действия по обустройству внутренних мигрантов.
Затрагивая вопрос о регистрации внутренних мигрантов, предусмотренной по новому закону о миграции, мы предлагаем ввести временный талон внутреннего мигранта. Талон позволит местным властям улучшить качественный и количественный учет мигрантов.
Бурихан Нурмухамедов, директор Института национальных исследований:
Если просмотреть бюджеты регионов Казахстана, то можно понять, почему Алматы и Астана являются наиболее привлекательными для мигрантов. Если больше денег в областных центрах, если больше денег в городах республиканского значения, то, естественно, население будет туда стремиться. Т.е. можно констатировать, что наша экономика «перекошена», неравномерно развиты регионы, не развита инфраструктура на селе, и все это является причиной хаотичной миграции в Казахстане.
Но я не думаю, что есть какая-то большая проблема во внутренней миграции. У каждого есть право на свободу передвижения, и никто не в силе его ущемлять. Я не считаю, что необходимо создавать какие-то условия для внутренних мигрантов, так как они осознанно идут на этот шаг.
Закон о внутренней миграции не нужен, должна быть определенная экономическая программа по развитию городов, т.к. урбанизация действительно необходима. Это и должно быть решением проблем внутренней миграции.
Дина Ешпанова, ведущий научный сотрудник Института философии и политологии:
Я согласна со всеми спикерами, которые говорили, что внутренняя миграция — это, прежде всего, право на реализацию свободы перемещения. Но каким образом оно реализуется?
Сегодня оно практически не реализуется, так как сельские жители вынуждены уезжать в город. Можно изменить экономическое положение, хотя это и сложно, но при переезде в город ломаются культурный пласт и те ценности, на которых человек вырос. И мигранту приходится переходить на новые ценности. Ведь город не защищает никого, никаких институтов адаптации нет. Но право на перемещение должно быть в любом случае.
Что необходимо делать? Усовершенствование региональной политики, децентрализация власти, что в итоге всегда приводит к определенным политическим реформам.
Ерлан Смайлов, модератор КИПР:
Подводя итоги заседания, резюмируем следующее: миграционные потоки сегодня неуправляемы. Люди уезжают из деревень. С одной стороны, это их право на передвижение, на самореализацию. С другой стороны, не все едут «куда-то». Многие просто уезжают «откуда-то». Потому что на селе масса социально-экономических проблем: безработица, слабая социально-культурная инфраструктура, качество образования и здравоохранения ниже, чем в городе.
В советское время, о котором сегодня вспоминали, люди в большей степени ехали в город для самореализации, за высокими стандартами жизни. Сегодня, наверное, в большинстве едут от безысходности, потому что на селе делать просто-напросто нечего. Нет работы, и они едут, и в городе не могут найти себя. В городе, опять же не все, но большой процент деградирует, идет маргинализация. И вот этот культурный слом ведет к тому, что человек теряет сельские ценности, которые были, традиционные, нормальные, семейные, но не приобретает городских. И в итоге он становится люмпенизированным.
В чем причины? Во многом в том, что сельское хозяйство было многие годы в упадке, и сейчас нет большого роста. Не развит агропромышленный комплекс, именно как индустрия. Если просто смотреть по цифрам, то порядка 40% населения в Казахстане живут на селе. При этом сельское хозяйство дает всего около 7% ВВП. Производительность труда на селе у нас равна 1% от уровня производительности труда в США. Есть точечные проблемы — например, зерновой бизнес монополизирован. Имеют место антиконкурентные действия.
Внутренняя миграция, с другой стороны, процесс опасный, потому что это оголение территорий страны, особенно в районах государственной границы на востоке страны.
Развитие АПК является одной из мер, которая способствует тому, что будет меньшее количество мигрантов из села. Это позволит, прежде всего, обеспечить сельчан работой, способствует развитию сельских населенных пунктов.
Идет потеря человеческого капитала, сельский человеческий капитал менее конкурентоспособен — не по рождению, а в силу образования, в силу здоровья. В существующих госпрограммах нет учета и прогнозирования по внутренней миграции. Те программы, которые были, вообще не закладывали темпы прироста за счет мигрантов. Это все ведет к социальной напряженности, имеет большой конфликтогенный потенциал. Безусловно, приоритет развития АПК и другие действия и программы государством принимаются. Но по прозвучавшим оценкам, этот вопрос только недавно стал обсуждаться. Какие-то программы по миграции есть, но они разрозненные, комплексной сбалансированной работы пока нет. Нет ответственного за внутреннюю миграцию госоргана, и мало объективной информации, которая бы базировалась на цифрах, и можно было бы на базе этих цифр принимать решения.
Ключевые рекомендации, выработанные участниками заседания Клуба ИПР:
Институциональные:
1. Разработка и принятие нового закона РК «О внутренней миграции населения», направленного на системное решение задач по трудоустройству высвобождаемого сельского населения в городах и областных центрах, включающего правовое определение категории «внутренний мигрант» и основные нормы регулирования внутренней миграции;
2. Разработка закона «О внутренней миграции в РК» может проводиться синхронно с индустриальной, энергетической, научно-технической, транспортной политикой государства;
3. Обязательное согласование разрабатываемых программ регионального развития: Алматы и Алматинской области, Астаны и Акмолинской области, городов областных центров и областей; объединение отраслевой программы миграционной политики и программ развития на общенациональном и региональном (областном, городском) уровнях;
4. Развитие АПК;
5. Развитие социально-культурной инфраструктуры села.
Организационные:
1 Разработка комплекса исследований проблем внутренней миграции для принятия эффективных решений на основе их результатов;
2 Разработка комплекса мер, направленных на поддержку самого процесса внутренней миграции, его регулирование, облегчение адаптации мигрантов в городах;
3 Проведение акции — амнистии и последующей легализации жилья в «проблемных» городских мигрантских поселках; в зонах пролегания газопроводов — отселение с предоставлением земельных участков под строительство ИЖС в приграничных (город/сельский район) зонах, выплатой компенсации за стройматериалы;
4 Совершенствование вопроса о банковских гарантиях для сельхозпроизводителей, предусмотрение для них альтернативных гарантий;
5 Создание для сельхозпроизводителей оптовых рынков во всех крупных городах республики;
6 Развитие сети учреждений профессионально-технического образования в сельских регионах;
7 Рассмотрение вопроса об отмене режима регистрации для граждан РК;
8 Внедрение практики временной регистрации внутренних мигрантов наряду с адресами по месту аренды или работы в районных органах регистрации Министерства юстиции.

Материал предоставлен пресс-службой Клуб Института политических решений (КИПР).