И если молодой человек не из редкой породы высоколобых «ботаников», для которых вся жизнь заключается в учебе, если у него нет золотой медали или, по крайней мере, первого места на республиканской олимпиаде, следует озаботиться поисками хорошего репетитора.
Чтобы тот помог выпускнику средней школы проскочить через тесные ворота вступительных экзаменов.
Весна и начало лета — время расцвета рынка образовательных услуг, предложения о которых начинают заполнять страницы рекламных и коммерческих газет и досок объявлений в Интернете. Предлагается подготовка по любым предметам, в любые вузы, вплоть до самых престижных. Некоторые, наиболее продвинутые «кондитеры» репетиторского пирога предлагают самые современные системы обучения, якобы гарантирующие поступление. Но не стоит принимать все это за чистую монету. Послешкольная подготовка в вуз может дать хорошие результаты только в том случае, если подходить к ней серьезно и требовательно. Выбор преподавателя через объявления — это лотерея, в которой на один выигрышный билет приходится десять пустых.
Анатолий Васильевич, доцент одного из вузов южной столицы, репетиторством занимается уже с десяток лет и хорошо знает эту среду. Он согласился поделиться с нами своими наблюдениями и выводами.
— Через объявления, как правило, ищут своих клиентов — учеников люди случайные в академической среде — учителя, пенсионеры, даже студенты старших курсов вузов. Главное — хорошо себя «подать», чтобы сформировать группу и за пару весенних месяцев заработать двести — триста долларов. Чем меньше остается времени до поступления в вуз, тем выше потребность в хорошей подготовке будущего абитуриента и, следовательно — выше цены за обучение. Подрабатывают репетиторством и сотрудники бывших отраслевых НИИ, других учреждений. Цены обычно назначаются невысокие — не более 500 тенге за час занятия. Но о качестве подготовки будущего абитуриента здесь трудно говорить. Очень редко через объявление можно найти опытного и квалифицированного преподавателя.
Занятия, как правило, проходят на дому у ученика. Очень часто формируются группы по 10-12 человек и занятия проводятся на дому у преподавателя или в снятом для этих целей помещении. Если цена обучения в группе значительно ниже, чем в среднем по городу, то это также должно вызвать сомнения — в 90 процентах случаев мы имеем, что называется только «фантик» без конфеты. Это чисто формальные занятия, способные, возможно, несколько поднять интеллектуальный уровень учащихся, но далеко не достаточные для поступления в вуз.
У опытных, квалифицированных преподавателей группы небольшие, цена достаточно высокая, но стабильная из года в год.
Профессионально работающие репетиторы работают только с выпускниками последних классов школ и только для поступления их в вуз. Профессиональный репетитор отвечает только за хорошую подготовку, но он не дает гарантий поступления в вуз. Экзамен абитуриент сдает сам, и что там случится — это не забота репетитора.
У квалифицированного, опытного репетитора, как правило, небольшая группа учеников набирается еще осенью, или зимой, в октябре-декабре. За семь-восемь месяцев занятий с опытным преподавателем, владеющим различными методиками ученик приобретает достаточно высокий уровень знаний, который позволяет без проблем сдать экзамены. Особенность здесь в том, что опытные работники вузов, которые и составляют «золотой фонд» репетиторской среды, хорошо знают требования, предъявляемые к абитуриентам в каждом вузе и могут варьировать обучение в зависимости от выбранного факультета, уровня знаний ученика, его психологических особенностей.
— Одних нужно «натаскивать» на механические ответы, которые автоматически должны всплывать в их памяти. — рассказывает Анатолий Васильевич. — Другим нужна уверенность в своих силах, обретение психологической устойчивости в стрессовой ситуации экзамена. Ведь очень часто мы сталкиваемся с тем, что ученик обладает прекрасной подготовкой по предмету, солидным запасом знаний, а в обстановке экзамена теряется, впадает в панику. Поэтому стоит только «подкорректировать» его отношение к самому процессу экзамена — и он проходит его блестяще.
Стоимость академического часа занятий с таким репетитором колеблется в столицах от 1500 до 2500 тенге. Цены за год возросли почти на треть, что связано как с уменьшением числа коммерческих вузов в стране, так и с возросшей престижностью высшего образования. Чем раньше начинаются занятия, тем цены ниже, однако меньше 1000 тенге за час ни один репетитор ученика не возьмет. Такие репетиторы не дают рекламы своих услуг в газеты и через Интернет, ученики подбираются через знакомых, друзей, по рекомендации.
В вузе чаще всего знают, кто из преподавателей занимается репетиторством, и могут подсказать, к кому обратиться школьнику, если он хочет поступать в это учебное заведение. Чаще всего занятия проходят у них на дому, или в студенческой аудитории, после работы. Эти преподаватели, как правило, используют интенсивные методики обучения. Даже сами вузовские преподаватели порой направляют к ним своих детей, чтобы подготовить их к поступлению в вуз. Таких репетиторов — профессионалов, с многолетним опытом, в Алматы немного. Около десятка физиков и математиков, семь-восемь преподавателей химии, пятнадцать-семнадцать филологов и еще по три-пять преподавателей по другим предметам — вот все, кто составляет репетиторскую «элиту» города. Как ни странно, состав этот в количественном отношении стабилен уже долгие годы, число хороших репетиторов практически не растет. И, как это ведется в любой достаточно замкнутой профессиональной среде, многие знают друг друга, обмениваются информацией, направляют к своим коллегам своих учеников. Такие репетиторы выпускают, можно сказать, «штучный товар» и прошедшие с ними курс обучения в 90 процентах случаев, поступают в вузы. Естественно, что услуги этих репетиторов ценятся очень высоко, и поэтому они могут сами выбирать себе выпускников, которых хотели бы обучать. Анатолий Васильевич рассказал об одном выпускнике средней школе, обладавшем уникальными математическими способностями. Но мальчик был сиротой и не мог платить за дополнительное обучение. Поэтому несколько преподавателей вуза, узнав об этом, взяли уникума под свою опеку и почти год бесплатно занимались с ним по разным предметам. Парень прекрасно сдал вступительные экзамены на математический факультет и сейчас грызет гранит науки в одном из ведущих вузов страны. Для активно работающих в научной академической среде докторов и кандидатов наук плата за репетиторство не играет самодовлеющего значения, она — не главное. Для многих из них это еще и возможность более ярко проявит свои педагогические способности, найти и помочь талантливой молодежи.
Но подавляющая часть репетиторов, естественно, живет вполне земными заботами. Опытный преподаватель может зарабатывать репетиторством от 30 до 100 процентов к своему основному заработку в вузе. Конечно, этот вид заработка имеет свои «сезонные» пики и падения. Ставки окладов преподавателей в вузах невелики, поэтому репетиторство является для них весомым материальным подспорьем.
Еще лучше, если в качестве репетитора выступает преподаватель вуза, в который хочет поступать выпускник. Он хорошо ориентируется в особенностях экзаменов в своем вузе, может даже заблаговременно предупредить своих учеников о темах письменного экзамена. Вообще, здесь мы вторгаемся в весьма деликатную сферу личностных взаимоотношений, которые находятся на грани обычного репетиторства и прямого лоббирования интересов. Но нельзя не замечать, что, по признанию самих репетиторов, такие ученики поступают в вуз гораздо чаще, чем пришедшие в него со стороны. Сказывается, наверное, как особая специализированная, «адаптированная» к данному вузу, подготовка, так и личные связи, возможности влияния, которые — чего греха таить — сегодня играют немаловажное значение. Помощь таких преподавателей ценится на рынке репетиторских услуг очень высоко — обычно в 500 — 1000 долларов за десять занятий. Но опять же: полной гарантии поступления и эти репетиторы не дают. Срезался на экзамене — значит, пробуй поступать в следующем году.
Репетиторский «хлеб» нелегок. Эти люди, в сущности, обтачивают «болванки», сошедшие с конвейера массового школьного обучения, зачастую игнорирующего особенности детей.
Индивидуальная «огранка» полученных знаний необходима еще и для того, чтобы молодой человек лучше познал самого себя, свои способности.
Поэтому искать грамотного и профессионального репетитора, если вы желаете знаний своему ребенку — стоит всегда. Хотя и дорого.