Нахлынувшая свобода выбора, как оказалось, принесла с собой не только благо, но и мучительные дилеммы: что же выбрать из окружающего нас меняющегося моря товаров и услуг?
А так как в капиталистическом обществе ценностью считается только то, что продается, коренной «ревизии» были подвергнуты и прежние духовные императивы. Например — чтение, отношение к нему и книге вообще как к главному источнику знания, развития личности, важнейшей ступеньке его духовного роста.
Люди стали меньше читать — эту особенность посттоталитарных обществ отмечают все социологи стран СНГ.
На осколках «самой читающей страны в мире», как называли СССР, стремительно создаются общества, в которых книга, как источник получения информации, уходит на второй-третий план.
Снижение интереса к чтению, как к процессу познания, интеллектуального обогащения, в наши дни приобрело поистине глобальный характер.
Громадный пиетет перед книгами, перед писателями, олицетворяющими «народную совесть», «высшие идеалы», пережил свой последний апогей, наверное, лет пятнадцать — двадцать назад.
Именно тогда писатели еще могли считаться «властителями дум», обладали огромным общественным и нравственным авторитетом. Не в последнюю очередь это объяснялось и тем, что в несвободном, предельно регламентированном обществе писательство и книга всегда носили подчеркнуто идеологический характер и даже творчество великих писателей прошлого рассматривалось именно с этой точки зрения.
С другой стороны, великая литература была зачастую неким «оазисом», в который люди «уходили», чтобы хоть на время забыть о сером, убогом, однообразном быте реальной действительности, а писатели — как выразители попранной свободы.
Наступивший рынок кардинально поменял приоритеты. Писатель в одночасье превратился из властителя дум в обыкновенного литературного работника и сменил «тогу пророка» на скромный костюм университетского преподавателя или журналиста.
Важнейшей причиной снижения интереса людей к чтению стал научно-технический прогресс, возникновение новых средств и возможностей получения информации.
Интернет, кабельное и спутниковое телевидение с их сотнями и даже тысячами различных каналов, а также неизмеримо возросший темп жизни попросту не оставляют времени для чтения. И это — объективный факт. Ведь чтение требует тишины, покоя, сосредоточенности, работы ума и сердца, тогда как визуальные средства получения информации готовы удовлетворять потребности человека в любую минуту, в яркой и броской форме.
Социологи называют это «визуализацией информационных каналов», которая, в отличие от чтения, не требует особой работы интеллекта. А рынок, вторгшийся во все сферы нашей жизни, диктует свои законы, важнейшим из которых является удовлетворение прежде всего массового спроса — каким бы он ни был. И вот поэтому изменились и вкусы читателя, вернее — они стали более ясными и определенными.
Массовый читатель сегодня в большинстве своем предпочитает детектив, триллер, фантастику, скандальные биографические подробности, эротику — все, что прежде определялось как «низкие» жанры литературы.
Для настоящей, истинно художественной литературы, такой, как она понималась с 18 века, почти не осталось читателей, кроме разве что горстки «высоколобых» интеллектуалов, которые еще помнят свои юношеские восторги от встречи с новой книгой…
Свидетельства этого мы видим сегодня на каждом шагу. В Алматы, к примеру, практически исчезли букинистические магазины. Крупнейшие из них вроде того, что на улице Кунаева или на пресечении улиц Сейфуллина и Гоголя (двух писателей, кстати!), давно преобразованы в игровые клубы или предпринимательские конторы…
Сегодня литературу прошлых лет изданий можно купить лишь в нескольких торговых точках: на улице Тимирязева есть один такой магазинчик, носящий странное название «Мазаика»; на книжных развалах возле кинотеатра «Казахстан», на Никольском и Центральном рынках, где книги сиротливо лежат на картонках прямо на земле…
Оптимисты часто возражают, что о «смерти» книги говорить не приходится: смотрите, говорят они, какой сегодня расцвет книжной торговли! Количество прекрасных книжных магазинов растет в той же южной столице с каждым годом. Однако они торгуют только новыми книгами и цены в них, как говорится, «кусаются».
В среднем хорошая, в твердой обложке, книга в таком магазине стоит от 500 до 1000 тенге, что сегодня малодоступно для интеллигенции и молодежи, которые во все времена были главными читателями. Не говоря уже о пенсионерах — им остается пробавляться старыми запасами книг или библиотеками.
И потом: что же покупают в этих книжных магазинах? Недавно проведенный анализ продаж показал, что структура читательских предпочтений решительно изменилась в пользу «легких» жанров — детективов, фантастики, «женских» романов-мелодрам, исторического и приключенческого чтива. Литература такого рода составляет до 70 процентов продаж. Бесконечные ряды «чтива» в мягких обложках — закономерный результат коммерциализации книжного дела, когда нужно как можно «побыстрее и погорячее».
Возникают целые писательские корпорации под «брендом» какого-либо имени автора,например, Андрей Воронин, которые «пекут» романы со скоростью печатного станка, порой по два в месяц… Нехитрые рецепты создания таких романов, известны всем — немного секса, много насилия, «закрученный» сюжет, яркая развязка — известны всем, они отвечают массовым культурным стереотипам и потому будут востребованы всегда.
Это позволяет капиталу надеяться на надежную прибыль, и именно поэтому мы наблюдаем расцвет «легких» жанров. О качестве этой «литературы», за редким исключением, говорить не приходится.
В начале прошлого века Л. Толстой возмущался стихами Бальмонта, их примитивностью и пошлостью. Что бы он сказал сегодня, когда в кумирах читающей публики ходят В. Пелевин или невыразимый В. Сорокин, в произведениях которого «герой» выкапывает из земли труп и совокупляется с ним!?
Серьезная же литература теряет своего читателя, которого и раньше был негусто. Вовсю проявляется закон, который с юмором и афористически определил великий Станислав Лем: «Никто ничего не читает, если читает — ничего не понимает, если понимает — сразу забывает». У интеллигенции катастрофически не хватает времени, чтобы быть в курсе даже литературного мейнстрима, периодики, литературных журналов.
А ведь еще есть телевидение, Интернет, от влияния которых не может сегодня быть свободен ни один человек, кроме разве что полного анахорета.
Говорят, телевидение заменяет чтение. Это глупая и опасная иллюзия. Даже самые совершенные и качественные сериалы последнего времени, например, «Идиот» или «Мастер и Маргарита», носят сугубо иллюстративный характер, это бледные, обедненные копии тех мощных, глубоких, философских и психологических произведений искусства, ставших для них первоосновой.
Российские социологи подсчитали, что по главным российским каналам зритель в среднем получает одно красочное убийство или сцену насилия за каждые 10 минут просмотра. Никакая литература, за два тысячелетия своего существования, до таких «рекордов» не дошла и дойти не могла — она просто не для этого создавалась. Будь наши общества хоть сколько-нибудь религиозными, Эрнсту и Добродееву пришлось бы гореть в аду.
Но сегодня наш бог — терпимость и толерантность и поэтому все мы, потребители глобального визуального рынка, продолжаем жить в шизофреническом мире.
Так может истинная литература удалилась «под сень» библиотек? Увы — и здесь положение не радует.
За последние десять лет их число только в Алматы, сократилось на треть. Особенно активно этот процесс проходил в пору кризиса в стране, в середине 90-х годов. Тогда закрылись множество библиотек, а их помещения заняли коммерческие фирмы. Но и сегодня, когда страна вроде бы процветает, положение не улучшилось: в крупнейшем городе страны есть целые огромные городские районы, где, в лучшем случае, лишь одна небольшая библиотека, а то и вообще — ни одной!
Таковы, к примеру микрорайоны «Орбита», «Аксай»…. «Оптимизация» библиотечной сети привела к тому, что сегодня даже самые известные, крупные из них должны зарабатывать себе на существование, сдавая или продавая свои площади коммерсантам. Так, старейшей библиотеке им. Чехова, что на улице Гоголя, пришлось отдать часть своих площадей под магазин канцпринадлежностей.
Юношеская библиотека на улице Фурманова также уступила свои помещения мебельному магазину, известная библиотека на улице Космонавтов потеснилась и пустила к себе книжную лавку… Хочешь жить — умей вертеться. И поэтому библиотеки теснятся, до предела урезают свои площади так, что книги уже порой негде хранить.
Книжный фонд многих библиотек давно не обновлялся — на это нет денег, большие проблемы библиотеки испытывают и с кадрами. На мизерные ставки, которые определило государство, работников найти трудно, и поэтому в библиотеках постоянная текучесть кадров, квалифицированных специалистов почти не осталось. Исключение, пожалуй, составляет Национальная библиотека страны, но и та во многом держит уровень за счет благотворительных и гуманитарных грантов, а также настойчивости и авторитета ее руководителя М. Ауэзова. Главной библиотеке страны остро требуется современная реконструкция, а еще лучше — новое здание, но когда это будет — никто не знает…
Изменился и контингент читателей: сегодня его основной слой составляют, как и прежде, студенты и пенсионеры, однако изменились их предпочтения.
Студенты сегодня почти не берут художественную литературу, тем более — стихи, а в основном предпочитают специальную литературу и учебники. Книги берутся и читаются исключительно для дела, для того, чтобы сдать экзамены, на внеклассное, свободное чтение времени у молодежи нет. Сериалы отбили от библиотек и пенсионеров, количество преданных читателей из этой категории также снизилось.
В целом, по мнению библиотечных работников, читатель стал более необразован и нетребователен, а библиотечное дело находится в глубоком кризисе.
Социологи и психологи считают, что мы уже потеряли целое поколение, которое не знает и не любит книгу, не любит читать. Последствия этого обязательно скажутся, и вряд ли можно ожидать, что они будут благоприятными для общества.