Вместо упрощения условий для бизнеса налоговики решили закрутить гайки - Караван
  • $ 491.71
  • 529.97
+7 °C
Алматы
2024 Год
10 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Вместо упрощения условий для бизнеса налоговики решили закрутить гайки

Вместо упрощения условий для бизнеса налоговики решили закрутить гайки

Предприниматели страны встали на дыбы, когда узнали, какие поправки готовят налоговики в ответ на распоряжение Президента страны помочь бизнесу.

  • 25 Сентября 2020
  • 6537
Фото - Caravan.kz

Эксперты по-разному оценивают масштабы потерь МСБ за время карантина, одни называют сумму в размере от 100 миллиардов, другие – до триллиона тенге.

По словам мажилисмена Айкына КОНУРОВА, за время карантина объемы производства в сфере общепита упали на 53 процента, розничной торговли на 45 процентов, транспорта – на 37 процентов. При этом бизнес пытался спастись и залез в долги перед микрокредитными организациями, а просроченная задолженность в результате составила 238 процентов. К концу первого квартала, когда бизнес оказался в тяжелейшей ситуации, свою деятельность вынуждены были приостановить 300 тысяч компаний, больше всего в Алматы – 191 тысяча. Учитывая, что на малых и средних предприятиях страны занято 40 процентов экономически активного населения, вопрос о спасении субъектов бизнеса стал номером один.

Об этом в своей сентябрьской речи сказал Президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ и дал четкие распоряжения оказать максимальную поддержку, создать такие условия, при которых предприниматели смогут возродить свои компании, создать рабочие места и выплачивать стабильные заработные платы.

Однако чиновники по-своему поняли эти слова. Они взялись “адаптировать” Налоговый кодекс под новые реалии. И так старались, что напуганные бизнесмены вынуждены были обращаться к Президенту, чтобы он спас их от таких горе-исполнителей.

ЕСП отменят?

От лица бизнеса Казахстана выступила руководитель компании “БK AUDIT” Айжан БАЛАКЕШОВА.

– Президент выступил с Посланием, в котором четко указал, что необходимо помочь бизнесу. Мы узнали, что чиновники подготовили поправки в Налоговый кодекс. Они не только не улучшат жизнь предпринимателям, но и значительно осложнят ее.

Суть слов Президента была исковеркана. Во-первых, налоговики хотят убрать налог ЕСП (Единый совокупный платеж), это “народный” налог, при работе с ним не требуется кассового аппарата и терминала. Огромное количество людей у нас вышли из тени и стали работать легально благодаря ему. Они получили доступ к пенсионной системе, стали участниками обязательного медицинского страхования, могут теперь претендовать на социальную поддержку при беременности, потере работы.

Если теперь его отменят, часть людей вернется в тень, часть вынуждена будет уйти на упрощенку, но им придется изыскивать средства на кассовый аппарат, терминал, сдавать хоть и упрощенную, но достаточно сложную декларацию, возможно, нанимать бухгалтера.

Отмена ЕСП не принесет золотые горы в бюджет, но ударит по карману самых маленьких незащищенных предпринимателей.

Напомним, что ЕСП был введен в 2019 году как раз таки с целью поддержать микропредпринимателей, кто не имеет наемных рабочих. ЕСП позволил им делать отчисления в ЕНПФ, ФОМС, всего же платеж включает в себя 4 вида налогов. Человек просто выплачивает каждый месяц фиксированную сумму, ему не требуется делать расчеты, заполнять кипы бумаг, сидеть всю ночь на сайте egov.kz. Воспользоваться таким налоговым режимом могли все, чей доход не превышает 1 175 МРП в год. Всего плательщиками ЕСП в стране являются 269 тысяч человек. Согласитесь, это немало. И сегодня они напуганы очередными изменениями, которые замаячили на горизонте.

Упрощенка станет дороже?

Но на этом фискалы не остановились и предложили переиграть правила работы для МСБ, которые пользуются упрощенным режимом.

– Сегодня многие работают по этому режиму, и ставка там составляет 3 процента с оборота. Но теперь хотят сделать так, что если у предпринимателя оборот составляет до 26 миллионов в год, то будет уже 5 процентов с оборота, а если работаешь с другими ИП или ТОО, то ставка вырастает до 7 процентов, – говорит Айжан Балакешова.

Сама идея упрощенки (которой так хвастались отечественные фискалы, именно в РК был разработан этот мягкий налоговый режим) сегодня теряет смысл. Ведь плата идет с оборота, а не с доходов, и сумма в 7 процентов в такой ситуации становится неподъемным бременем для бизнеса. Как вообще такая поправка могла появиться, учитывая, что в июне постановлением правительства от уплаты налога были освобождены малые предприятия аж до 1 января 2023 года?

– И это не всё, – возмущена Айжан Балакешова. – Согласно поправкам, чиновники планируют запретить юридическим лицам пользоваться упрощенным режимом налогообложения вообще. То есть если бизнесмен открыл ТОО, то теперь он должен будет работать только по общеустановленному режиму, платить 20 процентов с дохода.

– Но где же те упрощения, о которых говорил Президент? Мы видим только, что собираются закручивать гайки.

Как сделать кассу на кассе?

Ну и, конечно, творческий зуд, который одолевает наших чиновников, не мог не перекинуться на тему кассовых аппаратов. Мы все помним, с какой болью внедрялись они по стране, сколько возмущений было у предпринимателей, но всё же аппараты были установлены. Что же теперь?

– Очередные поправки готовятся в сфере учета денежных поступлений и кассовых операций. Теперь хотят ввести автоматический реестр платежей. Как это будет? Неизвестно. Но мы боимся, что это вызовет проблемы и МСБ замучают камеральными проверками. Нам говорят, что будет разработано мобильное приложение, которое заменит кассовые аппараты, – говорит Айжан Балакешова. – Но мы надеемся, что оно будет бесплатным. Опыт же показывает, что те же онлайн-кассовые аппараты, которые так навязывали, в результате стали платными, ими занялись частные компании. Но не всякий бизнес может содержать чужие карманы. Будет ли мобильное приложение конфиденциальным? Будет ли оно четко работать или виснуть и создавать ситуацию, когда предприниматель в панике?

Обидно, что каждый раз вводятся новшества, а они лишь вытаскивают деньги у предпринимателя.

С прошлого года мы все поставили кассовые аппараты, нашли средства, изъяли из оборота, теперь нам говорят, что они не будут нужны. Деньги на ветер? Кассовый аппарат стоил от 70 до 200 тысяч тенге! Плюс пришлось обучать персонал работать на них. Бизнес не может бесконечно оплачивать чьи-то “гениальные идеи”…

АЛМАТЫ