Власть меньшинства: почему новая реформа ЖКХ не сможет победить КСК в Казахстане - Караван
  • $ 523.17
  • 550.06
0 °C
Алматы
2024 Год
3 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Власть меньшинства: почему новая реформа ЖКХ не сможет победить КСК в Казахстане

Власть меньшинства: почему новая реформа ЖКХ не сможет победить КСК в Казахстане

Сегодня исполняем обещание заглянуть в будущее, уготованное собственникам реформаторами ЖКХ.

  • 15 Августа 2018
  • 2673
Фото - Caravan.kz

Как писалось нами ранее, в недрах правительства вызрел документ под названием “Сравнительная таблица к проекту Закона Республики Казахстан “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства”. Люди сведущие и наши постоянные читатели уже знают, что содержатся в нем поправки в законы, так или иначе касающиеся сферы ЖКХ. Скажем сразу, реформа грядет глобальная, пишем мы об этом давно, поэтому будет лучше, если вы ознакомитесь с материалами раздела “Вся власть хозяину!” на нашем сайте Сaravan.kz, сейчас всего пересказать невозможно.

Смотреть можете начинать с середины декабря прошлого года, именно тогда нам впервые стало известно о грядущей коммунальной революции, и, понятное дело, мы стали ее разглядывать со всех сторон на просвет.

О цели забыли

Увиденное, нужно признать, не очень-то нас обрадовало, институт председательства оказался непобедим, реформаторы ничего взамен не придумали, кроме того, чтобы нынешние КСК разу­крупнить и на их базе создать объединения собственников имущества (ОСИ) по принципу один дом – одно ОСИ – один банковский счет.

Самые настойчивые читатели и мы, журналисты, специализирующиеся на этой теме, хорошо помним, что и ОСИ, и сама реформа замышлялись властями с одной целью – обуздать алчность и бесконтрольность председателей КСК, сделать финансовые потоки и проведенные по домам работы прозрачными и снять тем самым социальную напряженность в обществе.

Но все больше знакомясь с тем, что задумано и прописано реформаторами, приходишь к выводу, что о цели там забыли.

Вот смотрите, как предлагают они определять кворум для проведения собрания. Если многоквартирный жилой дом (МЖД) только построен, то для проведения собрания достаточно и двух собственников. Если дом старый, то: “4. Собрание объединения собственников имущества правомочно при участии в нем собственников квартир и нежилых помещений, владеющих не менее чем 50 процентами площадей квартир и нежилых помещений многоквартирного жилого дома от общей площади всех квартир и нежилых помещений многоквартирного жилого дома” (поправка в статью 47 Закона “О жилищных отношениях”).

Арифметика жизни

Давайте посмотрим, что это означает на практике. Например, я проживаю в 72-квартирном доме, первый этаж в котором является нежилым помещением, в нем находятся магазины, тянет оно квадратов на 800–900. Соответственно на 72 квартиры приходится где-то 2 900 квадратных метров.

Для того чтобы собрание состоялось, нужно, чтобы пришли владельцы 1 900 квадратных метров плюс еще один квадратный метр, что в пересчете на души равняется одному владельцу магазино-помещения и где-то 23 собственникам.

Итого 24 собственника жилого и нежилого, а вот решение будет считаться принятым по задумке реформаторов: “7. Решения принимаются простым большинством голосов участников объединения собственников имущества от общего количества участвующих в голосовании” (поправки в статью 47 Закона РК “О жилищных отношениях”). Здесь и подсчет простой: 24 делим на 2 и прибавляем 1, получаем 13. Иными словами, тринадцать собственников получат власть навязывать свое мнение остальным 59 собственникам, владеющим недвижимостью в этом доме. Недурно – 13 против 59. Собственников заставят быть счастливыми: новые задумки реформаторов ХЖК

Теперь давайте посмотрим, какие вопросы эти тринадцать смогут решать, если предложение реформаторов одобрят депутаты парламента: “К исключительной компетенции собрания участников объединения собственников имущества относятся:

1) принятие решения о создании объединения собственников имущества;

2) избрание исполнительного органа объединения собственников имущества, совета дома (ревизионной комиссии), решение об установлении им денежных выплат (при необходимости), а также досрочное прекращение их полномочий;

3) принятие решения о заключении, изменении или о расторжении договоров с наемным физическим лицом – управляющим многоквартирным жилым домом или привлекаемой управляющей компанией;

4) решение вопроса выбора и (или) отказа от услуг субъекта сервисной деятельности (управляющей компании), а также о заключении с ними договоров на оказание услуг;

5) принятие правил и положений, регламентирующих вопросы управления и содержания данного многоквартирного жилого дома; Будет ли польза жильцам от ликвидации КСК: плюсы и минусы

6) утверждение годового бюджета и годовой сметы доходов и расходов на содержание общего имущества объекта кондоминиума и размеров взносов на управление, содержание и обеспечение безопасности общего имущества объекта многоквартирного жилого дома, а также внесение в них изменений и дополнений;

7) утверждение ежегодного отчета об исполнении сметы доходов и расходов объединения собственников имущества;

8) принятие решения о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома (расширения, модернизации, технического перевооружения, реконструкции, реставрации), утверждения сметы расходов на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома и (или) определением суммы дополнительных взносов при недостаточности накопленных денег на сберегательном счете;

9) принятие решения о расходовании денег, накопленных на сберегательных счетах, открытых для накопления на капитальный ремонт, а также принятие решения о получении жилищного займа на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома при недостаточности накопленных средств;

10) принятие решения об изменении целевого назначения части общего имущества и сдачи его в аренду;

11) принятие решения о ликвидации объединения собственников имущества;

12) согласование размера оплаты труда наемного физического лица – управляющего многоквартирным жилым домом” (поправки в статью 47 Закона РК “О жилищных отношениях”).

Обратили внимание, то есть 13 собственников смогут не только “привести” своего человека к власти, протащить нужную управляющую компанию, поднять расходы на содержание общедомового имущества, но и повесить солидарный кредит на капитальный ремонт и модернизацию. Кто не в курсе, солидарный означает, что собственники обязаны вернуть заем и проценты по нему займодателю в установленный срок, не платят соседи, значит, за них платят все остальные: в доме 30 собственников, и 10 из них не хотят/не могут платить, оставшиеся 20 будут тянуть за них эту лямку, пока не отдадут всё до последнего тиына. И вот для принятия решения по этим вопросам в рассматриваемом нами доме хватит и 13 собственников против 59, в других многоэтажках расклад будет отличаться ненамного, это всегда будет в районе одной четвертой всех собственников, проверить и подсчитать можете сами.

Теперь давайте посмотрим, как те же вопросы решаются в рамках существующего Закона РК “О жилищных отношениях”.

Итак, общее собрание может быть проведено при наличии кворума: “5. Собрание собственников помещений (квартир) правомочно при наличии не менее двух третей от общего числа собственников помещений (квартир). Каждый собственник помещения (квартиры) при голосовании имеет один голос (статья 42-1)”. Напомню, в нашем примере было 48 собственников. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство, то есть 25 собственников. Согласитесь, 48 и 25 много больше, чем 24 и 13. А вот по вопросу: “выдача согласия на получение кредита на сумму, превышающую 25 процентов расходной части сметы на данный год”, закон сейчас требует одобрения “две трети голосов членов кооператива или их доверенных лиц, присутствующих на собрании или участвовавших в письменном опросе”.

И цифры мы получаем здесь другие: сейчас по закону нужно одобрение 48 собственников на получение кредита, по поправкам реформаторов – хватит и 13, то есть одной пятой части от общего числа всех владельцев имущества в доме.

Чтобы услышали

Но и это еще не все сюрпризы от господ революционеров. Вот как сейчас решается вопрос в том случае, если на собрание традиционно пришли три человека помимо председателя КСК? Правильно, проводится письменный поквартирный опрос.

По закону, ждать никого и ничего не нужно, нет кворума – айда обходить собственников по домам.

Что взамен предлагают наши горе-революционеры: “При отсутствии такого кворума два раза подряд в течение одного месяца решение по вопросам, включенным в повестку дня, принимается исполнительным органом объединения собственников имущества, за исключением вопросов об уплате целевых сборов и увеличения размера эксплуатационных расходов” (поправка в статью 47 Закона РК “О жилищных отношениях”). Для тех, кто далек от языка юристов, поясню, что “исполнительный орган объединения собственников имущества” – это либо председатель ОСИ, либо правление во главе с председателем. Нормально (?!), вот они обуздают управдомов, а как социальную напряженность снимут, прямо сейчас чувствую, как она падает… Новые реформы ЖКХ в Казахстане: как было и как будет

Добавлю, что на подобном варианте очень настаивали председатели КСК на общественных слушаниях, уж больно утомились они поквартирные обходы устраивать, тяжело им подписи собственников собирать.

Жаловались они и на очень высокий, по их мнению, количественный барьер для проведения общего собрания и принятия решения. Все вышеперечисленное показывает, что и здесь реформаторы пошли им навстречу. Но тогда у собственников, в случае принятия этих поправок, возникнут вопросы: почему не услышали их, почему не пошли им навстречу? Резонно, правда. Ну вот для того, чтобы все-таки услышали, если и не на уровне разработчиков, то министры курирующих ведомств и депутаты, мы об этом и пишем. Как вы догадываетесь, на сегодня закруглимся, а в следующем номере продолжим.

АЛМАТЫ