Владимир КУЗНЕЦОВ: Про Сабониса, Кима и Шакила О`Нила - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Владимир КУЗНЕЦОВ: Про Сабониса, Кима и Шакила О`Нила

Владимир КУЗНЕЦОВ: Про Сабониса, Кима и Шакила О`Нила

Один из ведущих игроков баскетбольного СКА (Алма-Ата) 80-х годов Владимир Кузнецов давно выпал из поля зрения болельщиков. С распадом команды он уехал играть в Словакию, где и остался жить, работая сегодня… в полиции.

  • 4 Сентября 2015
  • 2942
Фото - Caravan.kz

Футбольные риски

– После окончания спортивной карьеры мне предлагали работать тренером, но баскетбол в Словакии в тот момент пришел в упадок, – рассказывает Владимир КУЗНЕЦОВ. – Сейчас отвечаю за физическую подготовку ребят, которые приходят в полицию.

– В вашем городке Пезинок работается спокойно?

– Да, население здесь миролюбивое, конфликтов практически нет. Все отделы приводят в боевую готовность только перед футбольными матчами. К примеру, когда встречаются принципиальные соперники “Слован” и “Спартак” – между Братиславой и Трнавой расстояние всего 40 километров. Ни в одном другом игровом виде спорта нет таких рисков, как в футболе.

Словацкий вариант

– Ваш бывший партнер по СКА Юрий Кириллов рассказывал, что уезжали вы в один из сильнейших клубов Словакии…

– Сначала мне предложили попробовать свои силы в команде из Остравы, но там уже играли по “лимиту” два американца, а больше иностранцев в состав нельзя было включать. Тогда агент сообщил мне о варианте со “Словакофармой”. В первый же год мы выиграли чемпионский титул, а всего семь раз становились чемпионами Словакии, пять раз брали Кубок.

– Почему в свое время выбор пал на Словакию? Баскетбол там не самого высокого уровня…

– В то время все было по-другому. В Словакию ехали игроки из бывшего СССР,  Европы, Америки, в стране был баскетбольный бум. Когда мы впервые стали чемпионами, весь город вышел на улицы, играл оркестр, был большой праздник. Однако лет десять назад государство перестало финансировать спорт, стали закрываться спортивные школы, и мужской баскетбол утратил свои позиции.

Милиция под Сабониса

– В казахстанском баскетболе, к сожалению, ситуация не лучше, хотя в ваше время алма-атинский СКА соперничал с московским ЦСКА и каунасским “Жальгирисом”, полагаясь целиком на внутренние резервы…

– Да, СКА был укомплектован исключительно воспитанниками нашей школы баскетбола. Тем не менее нас воспринимали как серьезного соперника. Вспоминаю игру в Каунасе против “Жальгириса”. На матче аншлаг, люди сидят на ступеньках, стоят в проходах. Мы тогда проиграли всего два очка (82:84, декабрь, 1986 г. – Прим. ред.). Когда же “Жальгирис” с Арвидасом Сабонисом приезжал к нам, то к Дворцу спорта стягивали дополнительные наряды милиции. Такой был наплыв болельщиков, что зал забивался под завязку.

– Вашими конкурентами за место в стартовой пятерке были игроки сборной СССР Валерий Тихоненко и Юрий Жуканенко…

– Наш главный тренер Олег Ким придумал хитрость. Когда травму получил Анатолий Марченко, на позицию легкого форварда он поставил меня. Но я под щитом не играл: вытягивал соперника из зоны, а потом забивал или отдавал передачи под кольцо. Это приводило в замешательство многие команды.

Греческий котел

– Из выездов за рубеж в составе СКА какой особенно запомнился?

– Чемпионат мира среди военнослужащих в Греции. В полуфинале встречались с хозяевами. Атмосфера в зале была накалена до предела. Казалось, что бушующий поток зрителей вот-вот выльется на площадку. Перед выходом на игру начальник нашей делегации говорит: “Ребята, пожалуйста, только не проиграйте 40 очков”. Сложно было справиться с таким психологическим давлением, но тем не менее благодаря характеру и дисциплине мы выиграли одно очко. После финального свистка зал замер, а потом стал нам аплодировать стоя.

– А как закончился финал?

– Проиграли четыре очка французам. В их составе было несколько баскетболистов национальной сборной, но игра получилась равной. Скажу, что в начале турнира в группе мы обыграли итальянцев – действующих чемпионов мира среди военнослужащих. После той победы к нашей команде стали относиться с большим уважением.

Под прессингом Шакила

– Вы поиграли за юношескую сборную СССР, с которой ездили на чемпионат Европы. Кто из того состава вырос в звезду?

– Нашим лидером был покойный Валерий Гоборов, олимпийский чемпион 1988 года. Но он получил травму голеностопа уже в первом туре и дальше играл, по сути, на одной ноге. Это, конечно, ослабило команду. Главной же потерей я считаю нашего тренера, капитана сборной СССР, выигравшей золото Олимпиады-1972, Модестаса Паулаускаса. Перед чемпионатом Европы у него случился приступ, и в Германию, где проходил турнир, он не поехал. В итоге из группы мы не вышли и заняли пятое место, хотя проиграли грекам всего одно очко, а голландцам – два.

– До первой сборной СССР доросли?

– Ездил в ее составе в турне по Испании в 1990 году. После победной Олимпиады-1988 большинство ребят разъехались по заграничным клубам, и в команде остались только Валерий Тихоненко, Тийт Сокк и Гоборов, все остальные были новичками. Но из десяти матчей мы выиграли девять. Пусть среди наших соперников не было мадридского “Реала” или “Барселоны”, но испанский клубный баскетбол всегда был одним из сильнейших в Европе. Сборная, к примеру, встречалась с “Ховентудом” – на тот момент владельцем Кубка Корача (в свое время третий по престижности турнир после Кубка чемпионов и Кубка кубков. – Прим. ред.).

– В Америке бывали?

– Раз пять. В Лас-Вегасе играли, Сан-Франсиско, Нью-Йорке. Со сборной СССР в том же 1990-м проиграли все семь матчей, но ни разу вчистую. Впечатления, конечно, такие, что не передашь словами, надо самому пережить. На трибунах 20–25 тысяч человек, и все болеют против твоей команды, а на площадке по другую сторону – знаменитый Шакил О`Нил, Байрон Скотт из “Лейкерс”. Самое трудное во встречах с американцами – это противостоять их прессингу, который может длиться весь матч.

Спортивная династия

– Фамилия Кузнецов может стать баскетбольной династией, как Тихоненко или Жуканенко?

– Все может быть. Сыну Денису сейчас 17 лет. Его приглашает в свою спортивную школу сильнейший баскетбольный клуб Чехии “Нимбурк”. Сейчас думаем, отпускать или нет. Меня самого родители в таком же возрасте отпустили из Караганды в Алма-Ату. У Дениса как раз наступил период, когда надо решать, где заниматься баскетболом. Выбор должен сделать он сам.

– Семья у вас спортивная…

– Да, жена Оля в свое время занималась художественной гимнастикой. В нее пошла и дочь Лена. Она даже была чемпионкой Словакии по художественной гимнастике. Сейчас ей 25 лет, уже не выступает. Помогает людям в изучении русского языка. Жена также преподает его в гимназии. Вообще, русский язык сейчас очень популярен в Словакии.

– С кем из бывших партнеров по СКА, за исключением живущего в Словакии Олега Мелещенко, виделись в последнее время?

– Три года назад приезжал в Самару к родителям. Встречался с Андреем Филипповым и Андреем Войлиненко. Одно время помогал командам, которые приезжали в Словакию на сборы, советовал, где им лучше остановиться. Правда, последний раз это было семь лет назад.