По уши в гадости
Водный проект стартовал в Усть-Каменогорске в 2007 году. Полное название – “Восстановление окружающей среды города Усть-Каменогорска”. Суть – в создании своего рода барьеров для попадания техногенных стоков в грунтовые воды и их миграции к руслу Иртыша. Как значится в экспертной оценке, содержание кислот, тяжелых металлов, сульфидов, нитратов, радионуклидов и так далее в водной линзе в районе промплощадки в среднем в 100 раз выше предельно допустимой концентрации. Настоящая экологическая бомба для реки и соответственно водозаборов города! А всего к 2000 году на участках возле жилых кварталов было накоплено более 28 миллионов тонн твердых и жидких отходов. Что же делать с этим индустриальным “приветом”?
Были предложены три направления. Первое – укрыть отвалы и отстойники от дождевых и талых вод и тем исключить фильтрацию промстоков в грунт. Второе – перехватить загрязненный водоносный слой и вернуть с помощью насосов на очистку. Третье – создать систему контроля за качеством грунтовых вод. Всего речь шла о шести промышленных отвалах, одном шламонакопителе и сети мониторинговых скважин с контрольно-измерительной аппаратурой. Стоимость проекта почти 70 миллионов долларов: 24,3 миллиона – кредит МБРР (Международного банка реконструкции и развития), 45,4 миллиона – средства республиканского бюджета. Срок погашения – 17 лет.
– С помощью этой программы мы не только защитим существующие водозаборы, но еще изучим возможность строительства новых, – заверял в 2007 году занимавший в то время должность акима Усть-Каменогорска Юрий КУДИНОВ.
Стена отмалчивания
Как следует из соглашения с МБРР, проект рассчитан до апреля 2013 года. Казалось бы, самое время подвести итоги, показать населению, в чем городская среда улучшилась. Но… за все время в местных СМИ ни разу не слышали о том, куда и как потрачены такие деньги. В департаменте экологии Восточного Казахстана заявили: не могут, мол, ответить на вопросы – не в курсе происходящего. В маслихате огорошили признанием: депутатского контроля за дорогостоящим проектом не было! А глава исполнительной власти Усть-Каменогорска Темирбек КАСЫМЖАНОВ словно воды в рот набрал – оставил редакционные запросы без ответа. Совсем нечего сказать о судьбе десятков миллионов долларов или тоже не в курсе, что происходит в городе?!
Концов не найти
Частично свет пролили в управлении природных ресурсов. По словам и. о. руководителя Виталия ЧЕРНЕЦКОГО (теперь бывшего), из проекта выпал дорогостоящий этап перехвата и очистки подземных загрязненных водоносных слоев! Стороны, мол, не договорились, кто будет собственником сооружения:
– От самого важного этапа попросту отказались. К сожалению, по ряду моментов проект непрозрачный.
А председатель областного совета общественности Владимир ЛОПАТКИН пояснил, что работы так называемого второго этапа до сих пор не выполнены. А те, что предусмотрены первым этапом, выполнены частично:
– Не рекультивирован отвал титаномагниевого комбината. Предприятие закрыло доступ на свою территорию. Нет четкого решения по отвалу № 6 Ульбинского металлургического завода – из 26 гектаров отвала работы почему-то предусмотрены всего на 12.
Где миллионы долларов?
Не секрет, что цель любого финансиста – извлечь прибыль. И МБРР – не исключение. В соглашении о займе на 24,3 миллиона долларов помимо процента вознаграждения предусмотрены еще комиссия за резервирование средств, комиссия за обязательство по основной сумме, некий процент на период начисления… Простое сложение сумм, указанных в графике погашения кредита, показывает, что Казахстану придется вернуть банку на два с лишним миллиона долларов больше. Но ведь бюджетные средства – это деньги каждого из казахстанцев, налогоплательщиков!
Еще в соглашении есть пункт о приобретении услуг консультантов и товаров на неких конкурсных торгах. Если верить документу, на это отстегнуто 30 процентов от суммы кредита, то есть 7,3 миллиона долларов. За что эти драгоценные советники получили деньги, если проект не выполнен и, похоже, не имеет шансов для успешного завершения при таком подходе?
В свое время, в 2007 году, в акимате Усть-Каменогорска заверили: проект продуманный, детально просчитанный. Мол, достаточно механизмов контроля, чтобы крупная сумма не расползлась по чиновничьим коридорам, кабинетам, карманам. Но департамент экологии не знает, как выполняется проект. Городские депутаты не ведают, куда потрачены заемные средства, которые с процентом обязано вернуть государство. Аким города отмалчивается. Считается, за все отвечает администратор – Республиканский комитет по водным ресурсам. Надо полагать, самое время компетентным органам выяснить, куда ушли десятки миллионов долларов?
Усть-Каменогорск