Об этом сообщает медиа-портал Caravan.kz
Онлайн-сервисы давно стали повседневностью. Однако у человечества оставался выбор: воспользоваться услугой через интернет или оффлайн.
Традиционный способ выбирали по разным причинам: не хочется разбираться, как работают онлайн-сервисы, нравится непосредственное общение с людьми, да еще масса оговорок. Однако во время пандемии коронавируса COVID-19, когда люди, по меткому замечанию остряков, «должны держаться подальше друг от друга», человечеству пришлось перейти на онлайн-режим.
Посмотрим на мировой и казахстанский опыт.
1. Учиться
COVID-19 «любит» большое скопление людей, поэтому правительства стали закрывать школы и другие учебные заведения. Но ведь обучение нужно продолжать.
IT-компании успели сориентироваться и теперь позволяют классам «приходить на уроки» в онлайн-режиме. Так, российские учителя 1-5 классов с конца марта могут вести для своих учеников видеоуроки и дистанционно отрабатывать пройденный материал по русскому языку и математике через платформу «Яндекс». А с 1 апреля IT-компания запускает видеоуроки по школьной программе для 5-11 классов. «ВКонтакте» можно объединить школьников или студентов в закрытое сообщество и создать многопользовательский чат, выложить учебные материалы, можно вести уроки онлайн – в виде прямой трансляции.
Для дистанционного обучения можно использовать инструмент конференц-связи «Одноклассников» или Zoom, которые позволяют «позвать на урок» десятки учеников.
«Радио Арзамас» открыло бесплатный доступ до 15 апреля ко всем образовательным курсам, подкастам и лекциям. Портал GeekBrains дает возможность во время карантина пройти курсы по программированию, дизайну, управлению и маркетингу. Одна из самых известных образовательных платформа Coursera открыла доступ к 3,8 тысячи онлайн-курсов из-за распространения коронавируса.
2. Развлекаться
Тем, кто любит ходить на концерты и в театры, в это время тоже помогают онлайн-сервисы. Казахстанский театр ARTиШОКа уже успел перестроится под новые реалии и провел прямую трансляцию оперы «Ер-Тостик», запись которой будет доступна до конца марта. Венская опера (Wiener Staatsoper) начала бесплатно транслировать по всему миру записи своих лучших спектаклей через платформу staatsoperlive.com. Doing Great Agency объявило о новом формате трансляции концертов через STAY. Платформа создана для поддержки артистов на время запрета массовых мероприятий.
Онлайн-кинотеатры теперь тоже на пике популярности. Видеосервисы Okko и ivi дают доступ к своему контенту всем, кто остался дома на карантине из-за распространения коронавируса.
3. Читать
Сервис аудиокниг Storytel сделал бесплатным доступ на месяц ко всей библиотеке аудиосервиса и собственным подкастам. До конца апреля издательство «Альпина» открыло доступ к своим 70 электронным книгам, чтобы поддержать читателей в это непростое время. Проект «Литрес: Библиотека» сделает бесплатным доступ к 50 тысячам произведений из каталога «Литрес», а также сервиса электронных и аудиокниг.
4. Работать
Перевод офисов на удаленную работу – было темой для дискуссий и экспериментов. Но COVID-19 заставил многих остаться дома. Поэтому платформы, позволяющие сотрудникам взаимодействовать в удаленном режиме, стали помогать адаптироваться к новой реальности. Так, платформа для бизнеса «Битрикс24» будет бесплатной не только для 12 пользователей, но и для любого количества сотрудников. А «Mail.ru для бизнеса» с 19 марта дает компаниям бесплатный доступ к мессенджеру Myteam и расширяет пакет бесплатных возможностей в облачном хранилище Teambox.
Google и Microsoft также сделали свои продукты бесплатными. Google до 1 июля 2020 года дает доступ к функциям G Suite и G Suite for Education по всему миру. Организации могут проводить стримы, конференц-колы, записывать и сохранять видеовстречи. Microsoft включила видеосвязь в бесплатную версию Microsoft Teams и теперь не ограничивает количество одновременных пользователей сервиса.
5. Управлять деньгами
До сих пор не знаете, как оплатить коммуналку через онлайн-сервисы? Самое время научиться. Благо, эта опция уже стала неотъемлемой частью всех современных платежных систем. Более того, в мире существуют целые банки, у которых нет оффлайн-отделений. К примеру, российский Тинькофф не имеет отделений: сеть собственных представителей позволяет доставлять продукты компании в любой регион страны, а клиенты получают все виды финансовых услуг через мобильное приложение или сайт.
Благодаря развитию интернета многие банки перестали быть банками в классическом смысле. Они дают клиентам возможность анализировать и планировать личные траты, инвестировать сбережения, получать бонусы, делать переводы, покупать билеты в кино и многое другое. В мире и в Казахстане есть успешные банки, которые развиваются как маркетплейсы – цифровые супермаркеты, где в несколько кликов можно заказать товары и получить их, не выходя из дома.
6. Общаться с государством
Коронавирус подтолкнул правительство Эстонии к созданию единого цифрового канала для общения государства с предпринимателями, пострадавшими от пандемии. Через специальный канал обновляется перечень часто задаваемых вопросов и ответов. Те предприниматели, у кого вопросы не вписываются в общий перечень, решают их через отдельный e-mail. Также для бизнесменов через платформу Zoom будут проводить вебинары, где будет представляться свежая информация, а специалисты будут отвечать на вопросы в «прямом эфире».
Казахстанцам – и бизнесу, и физическим лицам, – повезло: мы уже несколько лет можем взаимодействовать с государственными органами через платформу egov.kz – получать адресные справки, перевыпускать водительские удостоверения, встать в очередь в детские сады, открывать ИП, получать лицензии на разные виды деятельности и многое другое.
7. Оставаться на связи с родными и друзьями
Популярный мессенджер WhatsApp выкладывает истории своих пользователей, как люди используют WhatsApp, чтобы оставаться в контакте с родными, друзьями, коллегами, даже когда физически они не могут находиться вместе. Администрация дома престарелых (регион Марке, Италия) запретила посещать пожилых родственников во время карнатина. Однако через планшеты, где установлен WhatsApp, старики по видеосвязи могут общаться с членами семьи и чувствовать их поддержку.
8. Сохранить физическое здоровье
Интернет давно изменил фитнес-индустрию: персональные консультации тренеров можно получать, не выходя из дома, через видео-сервисы тренеры могут «присматривать» за спортсменами-любителями, можно заниматься собой, следуя инструкциям спортивных наставников через YouTube-каналы. Во время пандемии даже те спортивные клубы, кто и не помышлял проводить тренировки онлайн, были вынуждены перейти на дистанционный режим. Так, казахстанский кроссфит-клуб Golden Eagle ввел для своих клиентов онлайн-тренировки через закрытый канал в режиме видеоконференции. По сути они расширили свою клиентскую базу, не расширяя физически площади клуба, ведь теперь к занятиям может присоседиться человек из любой точки Казахстана, да что там – мира.
9. Сохранить ментальное здоровье
Смартфоны и ноутбуки, подключенные к интернету, стали не только причинами выгорания людей, но и средством спасения от этого современного недуга. Сервисы онлайн-психотерапии как нельзя кстати придутся во время карантина. По информации Американской психологической ассоциации, за последние годы лишь в Соединенных Штатах было открыто более десятка сайтов и приложений для онлайн-консультаций с психологами. У одной из компаний-долгожителей, специализирующейся на онлайн-терапии, TalkSpace более миллиона пользователей. Среди самых популярных западных проектов — 7 Cups of Tea, Breakthrough, Lantern и American Well. Можно найти подобные проекты и в русскоязычном пространстве: «Контакт», YouTalk, «Ясно».
Ну и за самим коронавирусом теперь тоже можно наблюдать в онлайн. К примеру, «Яндекс» запустил онлайн-карту распространения COVID-19. Глядя на эту карту, которая показывает количество заболевших в каждой стране, становится очевидным: коронавирус показал нам, что человечество должно продолжить активное развитие онлайн, что интернет-сервисы не просто облегчают нам жизнь, но иногда даже помогают сохранить ее.