Интернет-коммерция в Казахстане становится все популярней и интересней. За два года она выросла на 250 процентов. Вместе с ростом любителей виртуального шопинга растет число интернет-магазинов и услуг.
Чтобы купить книгу или заплатить за коммунальные услуги, сегодня не нужны купюры. Достаточно иметь мобильное устройство и банковскую карточку. Но вот казахстанцы, несмотря на развитие новых технологий, виртуальным деньгам не доверяют. Только 11% пользователей Казнета совершают оплату услуг и покупки через Интернет. Хотя предпринимательская деятельность в Глобальной паутине развивается стремительно. Только интернет-магазинов в стране существует около 500. Но казахстанцы товары заказывают также из-за рубежа — дешевле и шире ассортимент. Покупки до 1000 евро пошлиной не облагаются, в отличие от соседней России, где эта сумма ограничена 200 евро. Такая существенная разница выгодна отечественным предпринимателям, Казахстан становится выгодной территорией импорта.
«Ужесточение законодательства в России — это, несомненно, плюс для казахстанского интернет-бизнеса, поскольку у нас появляется возможность выйти на российский рынок — это, во-первых. А во-вторых, количество покупателей из стран-партнеров России и Беларуси также возрастает», — отметил исполнительный директор Интернет Ассоциации Казахстана Асет Нурпеисов.
Интернет-покупки в Казахстане приравнены к международным почтовым отправлениям, поэтому в месяц один человек может завезти до 31 килограмма товара.
«У нас есть служба, которая занимается оформлением товаров. Она ведет учет, и также организации, которые занимаются интернет-торговлей. Если почтовая служба увидит превышение лимита, они уведомляют лицо, на которое приходит груз о том, что нужно прибыть в таможню и подать декларацию», — сказал и.о. начальника Департамента таможенного контроля по Алматы Игорь Тен.
Тем не менее, интернет-коммерция в нашей стране за последние два года выросла почти на 250 процентов. Увеличилась база онлайн-сервисов и перечень электронных платежей. Людей в онлайн-покупках больше привлекает цена и экономия времени, в обычных магазинах стоимость идентичных товаров может обойтись в несколько раз дороже, говорят специалисты. Но существуют и риски — покупка может не дойти до покупателя, либо не соответствовать описанным качествам.
«Я заказала в интернет-магазине украшения, на картинке они были красивые. Я не знала до этого, что бывают ошибки, купила и получилось, что, когда они мне привезли, они были в ужасном состоянии и сломались через неделю. Заказ отменить я уже не могла», — рассказала жительница Алматы Индира Кайнарбаева.
Самые активные предприниматели в виртуальном бизнесе — алматинцы. Предприимчивые горожане зарабатывают деньги, не выезжая из дома, заказывая товары, к примеру, в Китае, где они в разы дешевле. Благо, оплатить заказ также можно посредством интернет-банкинга.
«В наших веб-студиях наши казахстанские бизнесмены заказывают сайты и каждый второй сайт — это интеренет-магазины. Они поняли, что продавать через Интернет — это удобно: не надо содержать продавцов, главное, создать удобный сайт», — отметил президент Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса Константин Горожанкин.
Оборот интернет-коммерции в Казахстане за четыре последних года достиг 600 миллионов долларов. По прогнозам экспертов он может вырасти в несколько раз уже к 2016 году. К слову, в отечественных онлайн-магазинах в прошлом году казахстанцы потратили 80 миллионов тенге.