Оборвалось все разом. Василий больше не видел жену живой. Двое детей лишились матери.
В тот день она шла по тихому дворику в самом центре Петропавловска, и на нее упал тяжеленный железобетонный столб, поддерживающий линию электропередачи. Врачи оказались бессильны. Женщине было всего 42 года…
В трагедии правоохранительные органы не усмотрели никакого состава преступления. По закону – чистой воды несчастный случай. Вдовец потратил целый год, чтобы доказать, что в смерти его супруги есть и более конкретные виновники.
Он выяснил, что смертоносный столб принадлежит Северо-Казахстанскому департаменту финансовой полиции. У мужчины был единственный законный способ наказать виновного – гражданский иск. Моральный вред от гибели жены он оценил в пять миллионов тенге.
Петропавловский городской суд вынес решение, по которому департамент финполиции обязан возместить истцу расходы на похороны супруги и выплатить в качестве возмещения морального вреда… полмиллиона тенге.
Но даже эту сумму, если дойдет до исполнения решения суда, выплачивать будет департамент финпола. По сути – государственный кошелек. Никому конкретно не придется прочувствовать наказание на личном кармане, отказав себе в обновках, отпуске на юге и продав, например, автомобиль или квартиру. И вообще, финансовые полицейские не скрывают, что намерены обжаловать судебный приговор.
Несколько лет тому назад страшное ЧП произошло в селе Смирново Аккайынского района. Мальчик упал в открытый колодец неработающей канализации на окраине села. Чтобы найти и наказать виновных, дедушка погибшего мальчика обил бесчисленное количество порогов чиновничьих кабинетов, засыпал жалобами даже самые высокие инстанции.
Все, что получил в ответ, – публичное соболезнование. Его выразил приехавший в село на отчет акима района тогдашний советник Президента Ермухамет Ертысбаев. Высокий гость отнесся с пониманием к беде старика, велел разобраться и наказать виновных… Но никто не то что не осудил – даже с работы не уволил.
Родители мальчика, потеряв единственного сына, не смогли больше жить в родном селе и уехали подальше от разрывающих сердце воспоминаний.
Не надо быть провидцем, чтобы с уверенностью говорить, что если бы столб, упавший на Людмилу, был хорошо укреплен, а колодец, в который упал смирновский школьник, закрыт, этих двух смертей не случилось бы.
Столбы не устанавливаются сами по себе. Колодцы – не открываются. И наверняка есть специалисты, которые получают зарплату, причем чаще всего бюджетную, за то, что следят за такими объектами. Так почему же, когда они становятся причиной человеческих смертей, трагедии так запросто списываются на несчастный случай?
…11 сентября уже этого года на территории одной из петропавловских частных фирм лишился жизни рабочий. “33-летний мужчина погиб при проведении монтажных работ в результате обрыва троса” – сухо сообщается в сводке местного департамента по ЧС. Предварительная версия случившегося традиционная – несчастный случай…
Инна ЛОПАТКО, наш корреспондент по Северо-Казахстанской области