Представитель правоохранительных органов сбил пешехода. Тот скончался, не приходя в сознание. Виновник ДТП отделался легким испугом и увольнением со службы. Прошло столько времени, но жизнь продолжает открывать новые эпизоды обмана и подлога по этому делу.
«ВИНОВНЫМ СЕБЯ НЕ СЧИТАЮ»
Вечер 4 октября 1998 года разделил жизнь Валентины Мальцевой на «до» и «после». В тот день погиб ее сын. Да, почти 11 лет прошло, повзрослела внучка Катя, оставшаяся без отца в три месяца, подросли березки на могиле Олега. И лишь боль утраты, материнское горе никак не рубцуются временем.
Нет, неверный заголовок был выбран мною тогда: есть в этом деле наказанные – ими оказались потерпевшие. А виновник того страшного ДТП отделался легко.
А уходить от него технично и цинично Владимир Бастрон, работавший тогда следователем Аршалынского РОВД, начал с первого момента.
Вопервых, по утверждению сестры погибшего Ульяны, он сразу же скрылся с места преступления. Но ее показания ни следствием, ни судом во внимание приняты не были: они опровергались другими свидетелями – сотрудниками РОВД и водителем «скорой» А.П.Зеленым, выехавшими в тот вечер на место происшествия.
Из приговора суда Аршалынского района Акмолинской области:
«Свидетель Зеленый А.П. в судебном заседании показал, что по приезду он увидел, что на обочине стояла автомашина марки Жигули зеленого цвета, на обочине лежал потерпевший».
Очень односложно отвечал на вопросы этот свидетель, даже тогда, когда мать погибшего обратилась к нему со словами: «Вы – последний, кто видел моего сына живым…» Но к этому эпизоду суда мы вернемся позже.
Стоит ли говорить, что коллеги Владимира Бастрона попытались сделать все, чтобы увести его от наказания. У водителя, допустившего ДТП со смертельным исходом, не взяли образцы крови на наличие алкоголя, несмотря на требование родственников погибшего. Машина на следующий же день возвращена владельцу без проведения технической экспертизы. А потому так и не удалось подтвердить слова Ульяны о том, что фары в машине в момент наезда не горели.
Всем известно, какую роль при ДТП имеет схема протокола осмотра места происшествия, но она выглядела в деле так, что именно погибший предстал как виновник ДТП, «поскольку шел по проезжей части». Так и объяснили ситуацию Валентине Мальцевой сотрудники областного УВД. И не ходите, мол, и не пишите…
Потребовались долгие месяцы настойчивого обращения убитой горем матери в различные инстанции, чтобы дело всетаки дошло до суда.
— Считаете ли вы себя виновным? – был задан тогда вопрос Владимиру Бастрону.
— Нет, виновным себя не считаю, — заявил он.
Только опрос 25 свидетелей, дававших подчас очень неоднозначные показания, все же несколько пролил свет на истинное положение дел, и Владимир Бастрон был признан виновным в ДТП, приговорен к трем годам лишения свободы по статье 296 часть 2. Однако… тут же освобожден от наказания ввиду амнистии.
Оставалась Владимиру Викторовичу одна печаль: возмещение материального ущерба потерпевшим.
Но за все это время гном Бастроном семье погибшего перечислены всего 34 тысячи тенге и 16460 тенге штрафа, но уже по другому поводу «за нанесение побоев» Валентине Мальцевой. Очень уж она ему на нервы действует…
КТО ЖЕ БЫЛ СВИДЕТЕЛЕМ?
Да, дело это давно минувших дней. Но жизнь устроена так, что не все концы со временем прячутся в воду. Случается, и всплывают.
Совершенно случайно стало известно, что на том давнем суде показания за водителя Скорой помощи Зеленого А.П. давал… совсем другой человек. Подмена свидетеля, да еще в небольшом райцентре!? Мы сразу же выехали в поселок Аршалы.
Истинный, не лжеЗеленый, оказался человеком веселым, словоохотливым, а главное – честным:
— Да, я выезжал на то происшествие, можно по путевкам проверить, — заявил Алексей Петрович Зеленый. – Хоть и прошло столько лет, отлично все помню: такое у нас не часто случается. И парня сбитого помню, и девочку, которая с ним была. А вот никаких зеленых Жигулей там не видел. И водителя их тоже. Мы сами укладывали пострадавшего на носилки… И ни в каком суде я не был – не вызывали. И следствию показаний никаких не давал – не спрашивали. Чья подпись в деле? А кто ее знает? Уж точно, не моя. Что, так и написано – Зеленый А.П.? Ну надо же…
Не смутил Алексея Петровича ни диктофон, ни то, что его слова будут процитированы в газетной публикации:
— Да где угодно то же самое скажу, как оно на самом деле было, — говорит А.П. Зеленый.
Так часто бывает: один обман рождает другой, преступление, которое стараются скрыть, непременно влечет за собой следующее. А подмена свидетеля – это ни что иное, как подлог. Есть и статья соответствующая – 314 часть 2 Уголовного кодекса РК.
— Давно уехал в другую страну судья, выносивший приговор по этому делу, сменились сотрудники суда, пошел на повышение, переехав в Астану, следователь РОВД, подшивший к делу фиктивные показания. Но хорошо запомнили в поселке Аршалы тот процесс, а также то, что с людьми «из органов» судиться, наверное, бесполезно. И связываться опасно.
ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ
Знал об этом и 34летний Кайрат Нуршабаев, в машину которого едва не врезался абсолютно пьяный водитель иномарки. Не сдержался, сделал ему замечание – что ты, мол, творишь? У тебя в салоне – женщина, у меня – двое. Сейчас могли погибнуть все.
По словам жены Кайрата Лены, Сагындыка Сагиева, приехавшего в Аршалы погостить, это очень разозлило. Он решил разобраться с «бузотером». Для начала заявил, что он «в органах работает», пообещал «урыть», «сгнобить» и так далее уже в менее цензурном варианте. Очень пьяному, мощного сложения гостю хотелось вызвать Кайрата на драку. Бесновался он, гоняя его вокруг машины, около часа. Дошло дело до биты, которую достал из своего багажника, но тут, наконец, его уняли подъехавшие сотрудники полиции. Разбить машину Кайрата не удалось, но на капоте, куда то и дело вскакивал Сагиев и как рассказывает Кайрат, остались заметные вмятины.
В то, что водитель иномарки «из органов», и Кайрат, и его жена Лена не сомневались: родственники, к которым он приехал в гости, тоже являются сотрудниками РОВД. Потому и не позволил себе Кайрат по-мужски «успокоить» нападавшего, знал: потом беды не оберешься. А у него – семья, недавно родившиеся сыновья-близняшки.
Придя домой, пытался успокоиться, взяв малышей на руки. А через час умер от обширного инфаркта.
Написала Елена заявление в полицию с просьбой привлечь виновного, спровоцировавшего смерть мужа, к ответственности. Но ей ответили, что нет такой статьи.
Мы попытались выяснить, в каких таких «органах» работает Сагындык Сагиев, не в полиции ли?
— Нет, ответил нам исполняющий обязанности начальника Аршалынского РОВД Бактыбай Саханов. – Раньше он служил в ГРУ Минобороны, был уволен, сейчас временно не работает, но пытается восстановиться по прежнему месту службы.
Насчет наказания:
– Да, — подтвердил майор Саханов, — нет такой статьи.
— Мы готовим отказ в возбуждении уголовного дела, и заявитель скоро его получит – «за отсутствием состава преступления». Правда, мы еще не получили материалы судмедэкспертизы, и соответствующий документ не подписан прокуратурой. Но, скорее всего, делом будет заниматься административная полиция. То, что произошло, квалифицируется как хулиганство. Иное доказать будет практически невозможно.
Похоронившая любимого мужа, отца новорожденных малышей Елена и не сомневается в обратном:
— У него (Сагиева) большие связи, вся родня в погонах…
Мы будем отслеживать, чем закончится вся эта история. Может, и в ней со временем обнаружатся «вновь открывшиеся обстоятельства»?
Р.S. С нехорошим грузом на душе от всего, с чем пришлось столкнуться в Аршалы, возвращались мы в Астану. И вдруг – велосипедист на трассе. С флажками, экипированный для дальней дороги. Остановились. Оказалось, это путешественник, учитель из Узбекистана, крепит своим велопробегом дружбу народов бывших советских республик. Педали крутит аж от самого Ташкента.
Предложили подвести его – отказался: принцип у него такой – самому ехать и в дождь, и на встречный ветер. Рассказал, что проезжает в сутки не менее 80 километров. А ест, ночует в придорожных кафе. Его туда охотно пускают. По пути много людей хороших встречается, говорит он.
— Еду не в первый раз, в 2007 году здесь хорошо встретили, даже прессконференцию организовали.
И потеплело на душе после разговора с ним, вся муть от услышанного и увиденного при уточнении обстоятельств осела. Вот едет себе человек, душой к добру, к людям повернутый, всему рад. И ему рады.
Наталия БУРАВЦЕВА, Астана