Профессия частного таксиста стала весьма распространенной в больших городах и частенько оказывается поистине «спасательным кругом» для человека, потерпевшего жизненную неудачу.
Алматинцу Рустему С., бывшему инженеру одного из предприятий южной столицы, пришлось сесть за руль своей старенькой «мазды» отнюдь не по велению души и сердца. Просто жизнь обернулась к нему своей темной стороной: вначале он серьезно заболел и хозяин фирмы, где он трудился, без долгих церемоний выставил его на улицу.
Целый год Рустем искал работу, соответствующую его образованию — безуспешно. Перебивался случайными заработками. Но есть-пить надо, за квартиру, которую они с женой снимали, нужно платить — и решил он сесть за руль — другого все равно ничего в голову не приходило.
С той поры прошло уже три года, и сегодня Рустем знает все об этом непростом, порой причудливом и даже опасном, бизнесе. Вот его монолог, записанный на диктофон…
«Если бы мне кто-нибудь раньше, лет пять назад, сказал, что я стану таксистом, я бы рассмеялся этому, как нелепой шутке. Суди сам: закончил престижный московский вуз не из последних, попал по распределению в крупную компанию по электронной технике, был на хорошем счету, даже стал небольшим начальником… Но человек, как говорится, предполагает, а судьба располагает. Заболел — и тут же выгнали с работы. Очень горько мне было тогда… Но жить-то надо. Вспомнил я, что есть у меня водительские права и решил «таксовать».
Надо сказать, что это не такое простое дело, как кажется со стороны. Особенно поначалу. Здесь сложился уже свой рынок, со своими участниками, со своими правилами. И конкуренция немалая, ведь сегодня в Алматы машина — почти у каждого второго. Так что заработать извозом пассажиров может только опытный и знающий водитель. Тем более, что такие как я, «нелегалы», работают на свой страх и риск. Почему не пошел в официальный таксопарк? Думал об этом, но там свои условия. Туда и попасть не так просто, они берут только профессионалов, с солидным стажем. Конечно, у них преимущество в том, что они работают через диспетчера, под заказы. Поэтому заработок более-менее стабильный. Но, с другой стороны, из водителей там, как мне рассказывали, выжимают все соки. Чтобы выполнить план, они работают по двенадцать часов в день, машину гоняют круглосуточно. Так что не каждый такой темп выдержит.
Патент — это, я считаю, тоже не выход. За что я должен платить государству пятьсот — семьсот, а то и тысячу долларов в год? Мне и самому эти деньги пригодятся. Тем более, что государство меня никак не защитило и не защищает, так что здесь мы, как говорится, квиты…
Работать мне приходится много, чтобы иметь к концу дня свои шесть — семь тысяч тенге надо не отрывать рук от руля часов по девять-десять. Но здесь я работаю на себя, поэтому сам выбираю: когда передохнуть, куда ехать. Выгодные места, где пассажиров много, давно уже «оккупированы» или «официальными» таксистами, или теми, кто в этом бизнесе давно работает, наладил связи. Они все друг друга знают и новичку и чужаку на «их» территории — а это вокзалы, аэропорт, места возле крупных торговых центров, рынков — делать нечего. Если слишком долго и настойчиво будешь там мелькать, могут и колесо проколоть, и лобовое стекло залить краской… Были такие случаи. Словом, здесь надо быть поосторожней. Или входить в их «мафию».
Мое поле деятельности — сами улицы Алматы. Носишься, подхватываешь пассажиров возле рынков, магазинов, возле ресторанов. С парковками сейчас проблема, поэтому приходится порой и правила нарушать, «подрезать» чужие машины. Ругают нас — а что делать? Иначе на заработаешь.
Ночью поток машин спадает, но тут другая проблема: мало клиентов. В ночное время это, в основном, запоздавшие гуляки или те, кто возвращается из гостей, из ресторанов. Сторожишь их возле этих злачных мест и контингент, сам понимаешь, не из самых лучших — пьяные, порой агрессивные. Ночью, если ехать куда-нибудь на окраину — двойная цена, против дневной. Но деньги еще надо получить, особенно если клиент лыка не вяжет. Поэтому я, если вижу, что компания навеселе, беру деньги за поездку сразу, а то порой шмыгнет пассажир из открытой двери машины — и поминай, как звали…
Где можно неплохо заработать ночью, так это если наймут тебя возить этих… «ночных бабочек». Проституток, одним словом. Работал я так недели две. Значит так: «хозяйка», то есть бандерша, а с ней три-четыре девушки. Работали они по вызовам, то и дело телефон у этой Сары звонил. Мое дело — развезти их по адресам и через час — два забрать. Разные случаи были…. Иной раз приходилось и ломиться в дверь квартиры, где расположилась пьяная компания, выручать девчонку, грозить им милицией. За это хозяйка накидывала мне «полтинник» баксов сверх обычной суммы, вроде бы я как охрана. За ночь такой работы получал 150-200 «зеленых». Девицам это не в напряг — иная по пятьсот-шестьсот баксов за ночь зарабатывала. Эта Сара была тертая баба, все разводила, и с клиентами, и с ментами… Заработок хороший, но противно, да и риск есть — дело все-таки незаконное. Недолго это длилось: как-то повязали полицейские всю эту компанию прямо на квартире. Я отговорился, что, мол, не знал, да и Сара подтвердила. Словом, бросил я это дело и вернулся на улицы.
Если напрягаться и работать каждый день, то заработок выходит неплохой. Тысяч по 80 -100 тенге в месяц. Но учти, что много денег идет на бензин, запчасти, ремонт. Да и пассажиры, особенно ночные, разные бывают. С иными и драться приходится. Так что вот мой совет: кто хочет таксовать — пусть легкой жизни не ждет…».
Сложную ситуацию с такси в Алматы подтверждает и статистика. На весь крупнейший мегаполис приходится всего 16 частных транспортных компаний, которые занимаются перевозкой людей в такси, да и то некоторые из них влачат жалкое существование. Всего в городе около 1300 машин, которых официально можно отнести к такси — т.е. они работают централизованно, через официальную компанию, имеют рацию, принимают заказы и т.д. Но временно или нелегально «таксующих» в десятки раз больше. Выйди на улицу, подними руку — и сразу несколько машин остановятся возле тебя: «Куда ехать?». Практически все водители легковых машин не прочь немного подработать — на бензин, на стоянку, даже на обед. Дело в том, что в этом бизнесе царит хаос, имеющий, как ни странно, свои положительные стороны.
При такой всемерной «отзывчивости» частных водителей в Алматы ждать становления такси-перевозок, как официального бизнеса — напрасное занятие. Но жителям мегаполиса это выгодно, ведь цены на поездку внутри города низкие, конкурентов много, и поэтому водители не «наглеют». Средняя поездка в пределах города — исключая совсем отдаленные районы — обходится в 300 — 400 тенге.
А если бы тысячи людей не «таксовали», то, по мнению многих специалистов транспортного дела, цены возросли бы в два — три раза. Так что — да здравствует конкуренция! Пусть и не совсем «здоровая».
С другой стороны, нельзя не видеть и негативных моментов такой ситуации. Сегодня, садясь в незнакомую машину, к неизвестному водителю, пассажир потенциально рискует. Кто его знает, что в голове у этого незнакомого парня, а вдруг завезет куда-нибудь и ограбит? Такие случаи бывают… А если женщина поздно возвращается домой? Сплошные волнения…
Нет покоя и самим водителям: мало ли, какие люди сядут в такси, может быть наркоманы или криминальные «отморозки»… Поговоришь с водителями — они такого порасскажут из своей нелегкой жизни! И бьют их, и пытаются ограбить.
Один водитель рассказывал мне, как под угрозой ножа он возил пьяную компанию каких-то вышедших на свободу уголовников по окраинам Алматы семь часов, пока бензин в баке не кончился. Страху натерпелся — выше макушки!
Нелегальное «таксование» пресечь очень просто: издать драконовские законы и установить огромные штрафы за этот вид нелегального предпринимательства. Так поступают, например, в Америке: подсадная «утка» садится в роли пассажира в машину, а при расчете водителя берут в оборот полиция и налоговики. Протокол, через день суд — конфискация машины, штраф в несколько десятков тысяч долларов или тюремная койка. И нелегальный частный извоз исчезнет, как утренний туман…
Другой вопрос: надо ли нам это? Сейчас такой извоз, хоть и не приносит в казну налогов, дает работу тысячам людей в крупных городах, кормит их семьи.
К тому же и цены на поездки низкие — прямая выгода населению. Да и для властей хлопотно все путем делать: организовывать сотни стоянок такси по всему городу в самых выгодных в транспортном отношении местах, а это в переполненном городе очень непросто; регулировать деятельность таксомоторных компаний, плюс заботиться о том, чтобы их деятельность была финансово выгодной, иначе частный бизнес сюда не пойдет. Словом, проблем — воз и маленькая тележка и браться за их решение власти пока не имеют сильного желания.
Так что, видимо, диалог типа: «Шеф, за двести до Новой площади? — «Садись!» имеет все шансы быть типичным на улицах южной столицы еще не один год…
Фото с сайта http://www.novayagazeta.ru