Весна 2002: борьба за Казахстан обостряется - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Весна 2002: борьба за Казахстан обостряется

Весна 2002: борьба за Казахстан обостряется

После короткого политического затишья вокруг Центральной Азии и, особенно, Казахстана, зимой и в начале весны этого года, похоже, снова наступает обострение внешнеполитической борьбы. Теперь уже центром этой борьбы может стать именно наша республика, а объектом - внешнеполитическое доминирование в Казахстане. Россия и Соединенные Штаты все меньше склонны скрывать назревающие противоречия под маской единодушия в борьбе с терроризмом, якобы исходящем из Афганистана. Сейчас уже талибы практически разгромлены, в Афганистане идет процесс политического урегулирования и у США формально остается все меньше поводов сохранять свое военное присутствия в регионе. В то же время американцы не только не сворачивают его, но наоборот увеличивают.

  • 23 Апреля 2002
  • 1016
Фото - Caravan.kz

В свою очередь Россия, считая, что ее морально-политические обязательства перед США выполнены поддержкой антитеррористической акции в Афганистане и закончились с разгромом талибов, начинает все более четко ставить вопрос о сроках пребывании американских войск в Центральной Азии и о реакции на это властей в странах региона. Именно этому была фактически посвящена открытая часть заседания Комитета секретарей Советов безопасности стран-членов Договора о коллективной безопасности (ДКБ), состоявшегося недавно в Алматы. Российские участники этой структуры, очевидно, стремились привлечь внимание общественности и политиков стран региона к тому, что тем необходимо в большей степени вспомнить и об интересах Москвы, говорили о необходимости большей координации действий в рамках ДКБ, в котором, фактически, руководит Россия.
Так, Валерий Николаенко, генеральный секретарь Совета коллективной безопасности (СКБ) стран ДКБ, заметил:
— Растущая неопределенность в международных отношениях, разного рода идеи, связанные с «осью зла» и так далее, свидетельствуют о том, что роль ДКБ должна укрепляться, а сплоченность наших государств усиливаться.
И Николаенко, и секретарь Совета безопасности России Владимир Рушайло говорили о возможности трансформации ДКБ в структуру некого нового качества, в котором при желании можно было бы усмотреть даже признаки военно-политического союза.
В отличие от прошлых лет сейчас Москва старается чтобы за политическими декларациями шли и реальные дела. И вот уже на прошлой неделе в Таджикистане прошли совместные участия спецслужб стран-членов ДКБ по борьбе с терроризмом.
Реакция США не заставила себя ждать. Практически параллельно с выше назваными событиями в Казахстане побывала военная делегация из США, которая особо интересовалась состоянием западного военного округа Вооруженных Сил республики. Официальная причина этого интереса то, что в зоне боевой ответственности округа находятся интересы американских нефтедобывающих компаний, работающих в Казахстане. Неофициальная, не названная но более чем логичная — соседство округа с важными в экономическом и стратегическом плане регионами России. Военное влияние США в этом географическом регионе будет крайне ощутимо и болезненно для Москвы. А очевидно, что именно к этому американцы и стремятся: пока по-малу, подарив несколько сотен комплектов военного обмундирования для солдат, потом, глядишь, дойдет и до более существенных подарков. При чем своеобразными лоббистами могут выступить те самые американские и вообще западные компании, работающие в нефтедобыче: например, заявят, что не чувствуют себя достаточно защищенными перед угрозой терроризма пока казахстанские воинские части в регионе не оснащены техникой и оружием по натовским стандартам, а чтобы это скорее состоялось готовы даже часть расходов армии на это вооружение оплатить из своего кармана. Случись такое, и в основу российского влияния в Казахстане — зависимость республики от Москвы в военно-техническом плане через полную оснащенность армии советским и российским оружием — будет вбит клин.
Но даже этот визит американской делегации не стал главным событием в очередной волне американского политического наступления в Казахстане. Как сенсацию можно расценить переданное на днях в СМИ предложение американского президента к Казахстану помочь в разрешении политических проблем республики с соседними государствами. Не ясно, как это предложение может быть воплощено в конкретных случаях. Если взять, на пример, конфликт Казахстана и Узбекистана вокруг приграничных территорий, то тут посредничество третьей стороны, которая никак не может выступать в качестве независимого третейского судьи, поскольку имеет свои серьезные интересы в обеих республиках, может лишь ухудшить ситуацию. Приглашать американцев к разбирательству о приграничных территориях с Киргизией как-то даже не солидно в виду микроскопичности проблемы для такого гиганта как США, да к тому же это означает расписаться полностью в своей неспособности что бы то ни было решить. С Россией у Казахстана практически нет спорных территориальных вопросов, даже старый спор на счет Каспия близится к развязке. Так что вроде бы американскую помощь и приложить не к чему, но это не важно.
Это попытка не просто подвинуть влияние России в регионе, а четкая претензия на роль нового главного арбитра в постсоветской Азии, пустовавшую все последние десять лет. Первый большой шаг был сделан американцами в этом направлении пол года назад, с установлением их военно-политического присутствия в Узбекистане, Киргизии и Таджикистане. Сейчас на очереди второй — попытка переориентировать Казахстан с традиционно-неопределенного «многовекторного» пути на четкую проамериканскую ориентацию. При чем попытка эта заявлена совершенно конкретно, без всяких дипломатических экивоков. Теперь очередь реагировать на амбиции конкурента за Москвой.
Казахстан сам того не желая становится объектом серьезной борьбы между Россией и США. все годы независимости отечественные эксперты любили рассуждать на эту тему, но лишь в самое последнее время эта борьба становится реальностью, при чем жесткой. И жестче всего он может стать не для соперничающих держав, а для самой республики, если вспомнить весь потенциал воздействия на Казахстан как у Москвы, так и у Вашингтона.
Очевидно, что Казахстану придется изыскивать способы реагировать на это соперничество. Это задача для политики страны совершенно новая, необходимого опыта у отечественной дипломатии, что бы ни говорили, нет. Так что в определенной мере эта задача станет тестом на зрелость для казахстанской политики.