"Верю - не верю", а учиться надо - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+4 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Верю - не верю", а учиться надо

"Верю - не верю", а учиться надо

Отчет ПРООН по человеческому развитию может утолить любопытство во всех социальных сферах.

  • 28 Апреля 2005
  • 1396
Фото - Caravan.kz

Но что интересно: в то время как чиновники от образования кричат о постоянном улучшении положения дел в системе получения знаний, иностранные эксперты обнаружили море проблем в той же самой «улучшенной» сфере.
Вот и последние сообщения Минобраза о подготовке к единому национальному тестированию в их исполнении носили самый оптимистический характер, но в реальности больше походили на игру в «верю — не верю».
Итак, если верить докладу, государственные стандарты образования морально устарели. Верю. Проблема номер один — отсутствие равного доступа к высшему образованию. Верю. Учебные заведения расположены на территории Казахстана неравномерно, кроме того, качество знаний в городских школах отличается от сельских. Но самым убийственным, а на самом деле правильным можно признать следующий вывод: «Государственная политика в области образования в Казахстане разрабатывается без учета интересов и мнения студентов, родителей и работодателей. Гражданское общество не вовлечено в процесс управления и контроля качества образования». Верю.
Если переходить от глобальных проблем к частным, то официально много чего делается для того, чтобы большинство поверили в изменения к лучшему. Однако косметические меры не несут реальных перемен. И те, кто это понимают, остаются на прежних позициях неверия.
Так чиновники уже давно отчитались, что тесты на предстоящем ЕНТ пересмотрены, подкорректированы, доведены до ума. Ученый совет извлек из них самые абсурдные вопросы. Из чего должно было быть ясно, что никаких казусов с качеством опросников в этом году не будет. Не верю.
По данным министерства, количество желающих сдать ЕНТы в этом году неизмеримо увеличилось. За простеньким фактом большими буквами «признание и одобрение» начавшейся реформы образования. Извините, опять не верю. Зашла в первую попавшуюся школу, обратилась к старшеклассникам, они министерские прогнозы обсмеяли. (Понимаю, что их мнение — не уровень, но экзамены-то сдавать им, и ради них все это затеяно!). Сказали, что не собираются сдавать ЕНТы. Понимают, что тогда для них закроются казахстанские вузы, но они за отечественным дипломом не гонятся.
Ставку делают на заграницу. Практичная молодежь намерена сдавать экзамены, и с этими оценками спокойно поступать в филиалы российских вузов. Почему бы нет?
Абитуриенты решили не выступать с пикетами и не подавать в суд на Министерство образования на унизительную процедуру ЕНТов. Говорят, в прошлом году на экзаменах нельзя было выйти в туалет, нагнуться за упавшей ручкой, у молодых потели руки и «тахикардило» сердце. Теперь тихо, почти что молча новые выпускники хотят устроить бойкоты нашим учебным заведениям. Чем это закончится?
Сериков Эрнест Акимович, проректор по учебно-методической работе Алматинского института энергетики, известный в образованном мире человек, без тени сомнения говорит, что он сторонник ЕНТ и будущее студенчество совсем зря отказывается от новой системы. «Она исключает две вещи — возможность где-то схитрить, то есть объективно проверяет знания у абитуриентов, и самое главное, с введением ЕНТ вузы перестали обвинять во взятках». Пришлось напомнить Эрнесту Акимовичу, что в прошлом году были вузы, которые за определенную сумму выписывали провалившимся ребятам новые аттестаты с повышенными баллами и тут же зачисляли их в ряды студентов. Плата за путевку в профессиональную жизнь была невелика: от тысячи до трех тысяч тенге. Но факты-то были! На что честный человек заявил: «Я ничего подобного не знаю». Верю.
Что касается качества тестов, то господин Сериков не стал отрицать их «нестандартности», однако предложил списать все недоразумения на болезнь роста. Говорит, что в опросниках действительно встречаются задания, которые вообще не должны попадать в тесты. Есть ответы, которые являются заведомо ошибочными. Почему? Потому что разработка тестов — наука, которая пока в Казахстане слабо развита. Тесты, которыми пользуются в республике, составлены без теоретического обоснования. Но у нас нет другого выхода, мы должны с чего-то начинать. В Америке дети сдают только тесты. Система существуют несколько десятилетий. У нас со временем тоже все наладится». Не верю.
Кстати, войны прошлых лет с чиновниками из-за формы проведения ЕНТ не прошли даром: в этом году к общему времени сдачи экзамена (три часа) добавлено еще полчаса, которые можно будет спокойно потратить на заполнение формальных бумаг. В прошлом году на эту процедуру у молодежи уходило много времени, в результате на решение задач из высшей математики оставалось по 4 минуты.
По поводу освоения нашими студентами российских территорий господин Сериков спешит образумить молодых. Говорит, что уже шесть лет назад Россия была обеспокоена количеством студентов на одно место в вузе. Мест было больше! В стране — демографический спад. Между тем российские вузовские школы очень сильные. Без студентов они погибнут, поэтому в этом году может случиться, что Россия станет принимать наших ребят с очень низкими проходными баллами.
Казахстанская молодежь уже это знает, оттого и бравирует. «Но не надо обольщаться, — предупреждает Эрнест Акимович, — и радоваться по поводу того, что в жизни все легко устроится. Надо знать, что некоторые вузы берут студентов-иностранцев на госбюджет, обучают в течение года, а затем предлагают перейти на платное обучение. Не сможете платить, исключат из вуза. Второе — в связи с распадом союза, с нашим самоопределением, появилось негласное, но негативное отношение к представителям других государств. Все это не сказки и не мифы, а реальность, игнорировать которую не стоит». Верю.
Как в этом году будут выглядеть гранты и кредиты? После того как студенты
отвоевали прежние цены на обучение в кредит, вузы еще не получили от государства средства, которые бы покрыли разницу между плановыми и реальными затратами.
Я обращалась за информацией в Минобраз и финансовый центр, спрашивала, когда учебные заведения получат деньги? От студенчества никогда, а из финцентра — тоже? Везде был дан один и тот же ответ: информация закрыта. Поэтому вузы уже открыто говорят, что случившееся «торможение средств», отразилось на процессе обучения. Одни вузы не приобрели запланированную технику, у других образовались долги по зарплате перед педагогами. На этом фоне как-то нелепо выглядит заявление министра образования и науки РК о том, что кредитов больше не будет, все перейдут на гранты.
При этом информационные агентства, поспешившие сообщить всем и вся эту новость, не стали акцентировать внимание абитуриентов на том, что это всего лишь предложение министерства, правительство его еще не одобрило. И только тогда, когда оно будет принято правительством, можно утверждать, что кредитов больше не будет.
Студенты получат 31 тысячу грантов и никогда не окажутся в должниках перед государством. Начавшие обучение по кредитам студенты, должны будут доучиться по старой системе, но вновь поступившим повезет: система изменится. Верю.
Администрация вузов тоже за отмену кредитов, но почему-то кажется, что все благие предложения Министерства — меры вынужденные, сырые, не продуманные, рожденные не ради студентов, а во имя собственного покоя.
Студенты страху-то нагнали, вот оно в срочном порядке и нашло деньги на гранты. На что ректоры вузов дружелюбно говорят: «Не надо разжигать костры. Будем играть по правилам — раньше могли это, сегодня — другое. Разве это плохо?».
Нет, не плохо, но ведь не ве-рит-ся.