Конечно, можно хранить его в своей памяти, лицезреть на видео и фотографиях, до тех пор пока живы сами или те, кому мы дороги. Дальнейшая же судьба доказательства нашего пребывания на земле — туманна, если разумеется, не оказаться в числе Великих, чьи имена высечены на теле истории.
Покупая старинные черно-белые фотографии с изображением верненских гимназисток начала ХХ века, мне просто хотелось, чтобы «Давно позабытые лица« не валялись на раскаленном асфальте стихийного рынка, не растворялись в безразличии к ним сегодняшнего (такого будущего для них, но наконец наступившего!) дня.
Начались мои похождения с посещения антикварного салона, этакого хлипкого «мостика» между прошлым и будущим, я даже вообразил себе, что стою на вокзале, ожидая мифический экспресс «Алматы-Верный-Алматы» где в роли проводников — антиквары-частники, а пропуск в это таинственное путешествие всего-навсего — купля-продажа бесценных раритетов. И вот уже проводник-антиквар снисходительно улыбается, глядя на мой неликвидный товар, и кто-то по-барменски протирает от вековой пыли старинные иконы и серебряные ложки…
Стало очевидно, что не стоит задерживается у торговца-старьевщика, ведь он и ему подобные никогда не оценят по достоинству триумф и падение дня вчерашнего, а посему, уношу скорее ноги в музей истории города Алматы.
Я, думаю как и многие алматинцы, не подозревал о его существовании в самом сердце города, хотя открылся он еще в сентябре 2002 г. Но интуитивно всегда чувствовал, что есть место в огромном мегаполисе для хранения его самого сокровенного: истории рождения и формирования характера, такого знакомого и любимого всеми городскими патриотами.
И вот уже кассирша-бессребреник оглашает цены на билет: взрослым 60 тенге, пенсионерам — 40, детям — 20. Ах, альтруисты, как вы прекрасны со своими билетиками, позволяя с головой окунуться в неведомое, за плату в половину стоимости жевательной резинки…
Сразу вспомнилось как весной сходил на концерт популярного британца Джеймса Бланта по 25 000 тенге с носа… Нет все-таки деньги никогда не станут мерилом вечных ценностей.
Итак, я вошел — огонь и жар пронзил все мое тело. Вот где хранится настоящая летопись жетысу от племенных образований саков и усуней до разрушенного и сожженного монголами древнего городища Алматы.
Иду по коридору, а навстречу — другие эпохи. Быт царских переселенцев со всех уголков империи, предреволюционные годы — тут и смешные патефоны, и диковинное пианино со встроенными подсвечниками и печатная машинка… От каждого экспоната исходит невидимая энергия, проникаясь которой, испытываешь эстетическое блаженство и упоение несравнимое, пожалуй, ни с чем.
О, если бы старинные вещи могли говорить, сколько чудесных баллад поведали бы они нам…
Протягиваю снимки специалистам и к своему большому удивлению, вижу, как огонек, нет, скорее пламя вспыхивает в глазах служителей храма истории. Не проходит минуты как музеевед делает маленькое открытие: на фото с гимназистками изображено здание мужской гимназии!?
Ведь никто раньше об этом не слышал! Возможно, что в суровые годы первой мировой войны (1914-1918 гг.) девчонки по каким-то причинам учились там!
Невероятно, но я и сам грыз гранит науки в тех же пенатах, когда они, пройдя сквозь годы и череду метаморфоз, превратились Алматинский Государственный Университет им. Абая!
Я ходил по тем же коридорам, не представляя в силу своей юношеской прыщавости, что хожу по давным-давно протоптанным тропинкам образования.
И тут меня осенило — гимназистки на фото наконец-то нашли свой дом и путь их расстоянием почти в сто лет наконец завершен…
Несомненно, отныне я буду пропагандировать поход в Музей истории города Алматы, нести благую весть, где только смогу, что на пересечении проспекта Достык и улицы Джамбула, по соседству с кинотеатром «Искра» прямо под «тремя богатырями» уже семь лет, словно бахчисарайский фонтан бьет культурное наследие родного края.
Евгений Гульшин, специально для Караван.kz