В рамках уголовного дела госорган предъявил иск о взыскании с осужденного 5,8 млн тенге. 29 ноября 2019 года данная сумма в пользу государства взыскана солидарно с К. и других лиц в порядке гражданского судопроизводства.
Летом 2018 года К. приобрел на аукционе за 5,2 млн тенге производственные цеха и складские помещения с земельным участком. 24 июля и 9 декабря 2019 года он продал их Т., сообщает prosud.kz.
5 октября 2020 года акимат объединил земельные участки, а право аренды Т. продлили на 25 лет.
Департамент госдоходов оспорил заключенные между К. и Т. сделки. Местные суды пришли к выводу, что К. продал помещения, чтобы уклониться от исполнения обязательств перед государством. Суды отказали в иске, признали Т. добросовестным приобретателем. Он улучшил помещения, получил кредит и занимается разведением крупного рогатого скота.
По делу объективно установлено, что К. продал недвижимость по заниженной цене, не подавая объявления об их продаже. Первый договор купли-продажи заключен после принятия иска госоргана о взыскании ущерба с К. в производство суда, второй – после вынесения судебного решения.
Верховным судом признал необоснованными доводы о том, что Т. занимается разведением КРС. Поскольку в деле отсутствуют доказательства изменения категории и целевого назначения земельного участка в целях осуществления им предпринимательства в области сельского хозяйства.
Т. вопреки ст. 72 ГПК не представил доказательства проявления разумной осторожности и осмотрительности при заключении сделок.
Эти нарушения явились основанием для изменения судебных актов и признания сделок и договора аренды недействительными с приведением сторон в первоначальное положение.