Окончание, начало см.здесь
Тем не менее, Руслан знал, что пока он заливает в себя очередную бутылку, Максим колет в себя героин – они оба были, что называется, в проблеме.
— С ранних лет я потихоньку выпивал с друзьями по большим праздникам – на дни рождения или на 1 сентября. В мои 14-16 лет я распивал крепкие напитки каждый вечер. А в последние годы не помню ничего – пил беспробудно, — рассказывает двадцатипятилетний Руслан. – Когда мама была еще жива, она всячески пыталась отговорить меня от вредной привычки. Мне вшивали ампулы, читали «лекции» врачи – не помогало ничего. Случайно и неожиданно для себя я узнал, что мой одноклассник Максим обзавелся семьей, излечился и теперь помогает другим в духовном центре. Любопытство подстегнуло прийти сюда. Одно время мне казалось, что это, действительно, секта, где заставляют молиться богу и помногу работать.
Руслан живет здесь уже полтора года, за это время он в корне изменил свое отношение к центру, он понял — здесь не создают кумира, идола, здесь нет места рабству и насилию. Основа основ в центре реабилитации – желание излечиться, соблюдение распорядка дня и упование на бога. Сегодня Руслан абсолютно здоровый человек, он мечтает о счастливой жизни, детях, большом доме, первый шаг к которым уже сделал.
Из алкоголика – в трудоголики
Карагандинка Алина (имя изменено) росла в семье пьяницы. В 20 – ушла в первый запой, не столько пила, сколько пьянела – от одной рюмки девушку могло шатать целую неделю. Время перестройки изменило женщину, которая к тому времени уже растила четверых детей, боясь потерять работу, Алина завязала со спиртным на долгих четыре года. Сейчас реабилитированная с ужасом вспоминает тот день, когда сорвалась.
— Из жалости впустила в дом незнакомую женщину. Каждый день своего проживания она уговаривала меня пригубить рюмочку-другую. И однажды я поддалась этому гипнозу. Когда очнулась – не обнаружила собутыльницу, забрав свои вещи, она была такова. Не нашла в собственной квартире и накоплений, которые берегла для детей, — рассказывает Алина. – С тех пор я начала пить мертво, меня лишили родительских прав – самого младшего ребенка определили в интернат. Если мне удавалось быть трезвой, я не могла заснуть – мой мальчик стоял перед глазами, как привидение. Это стало весомой причиной, чтобы употреблять алкоголь в немеряных количествах. Однажды средняя дочь рассказала, что в католической церкви открылась группа «Анонимных алкоголиков», сегодня я понимаю, как девочке, стыдящейся матери-алкоголички, хотелось мне помочь. Только спустя четыре месяца раздумий я пришла в группу. Это был 1999 год.
Первое время женщине было тяжело. Но люди с такими же проблемами, как и у нее, родные алкоголиков и священники помогли ей выкарабкаться, адаптироваться, стать человеком. Одно время ее влекло к спиртному – она жила от встречи до мессы, которую стала посещать, и снова до встречи с бывшими алкоголезависимыми. А потом окончательно избавилась даже от мысли о горячительных напитках. Правда, Алине так и не вернули ребенка – в пятьдесят лет реабилитированная не смогла найти официальную высокооплачиваемую работу, наличие которой является обязательным условием для восстановления материнских прав. Хотя, на ее глазах было множество примеров поудачнее — многие люди становились из алкоголиков трудоголиками – обзаводились новыми семьями, покупали дома, машины.
Сюда приходят атеисты
Группа «АА» работает при римско-католической церкви Марии матери, расположенной в Федоровке, дальнем районе Караганды, ее филиал находится и в темиртауской католической церкви. На самом деле группа самостоятельна и может проводить свои занятия где угодно, но пока у ее участников нет средств оплачивать аренду кабинета в каком-либо здании региона, «уроки жизни» проходят в стенах храмов. Священнослужитель выступает здесь в роли опекуна, помощника, который умеет выслушать и подсказать, в каком направлении двигаться дальше.
— В группу анонимных алкоголиков приходят не только католики, но православные, мусульмане и даже атеисты, — рассказывает отец Стефан, настоятель римско-католического прихода Марии матери церкви. – Потому как группа никак не связана с религией, хоть вся программа излечения алкоголиков от недуга зиждется на вере. Проходя свой путь по 12-ти шагам, разработанным американскими писателями-реабилитантами Билом и Бобом, зависимые возрождаются.
Для начала алкоголик должен признать существование могущественной силы, которая может возвратить ему здоровье. Высшую силу здесь каждый понимает, как может, для буддистов – это Будда, для мусульман – Аллах, для православных – Христос. Следующий этап включает в себя передачу воли и жизни зависимого под защиту Бога (как каждый его разумеет). На третьей фазе человек производит глубокие исследования своего поведения, как будто копаясь в мусорном ящике, отделяет плохие предметы от испорченных, откладывая все хорошее, перенося его в будущее. Признаться перед Богом, собой и перед другим человеком в сущности своих ошибок, прийти к готовности избавления от отрицательных черт характера при содействии Бога и смиренно попросить его исправить недостатки и изъяны, составить список лиц, которым вами было причинено зло и возместить им весь причиненный ущерб, продолжать наблюдать за своим поведением и своевременно признаваться себе в ошибках, стараться путем молитв и размышлений улучшить сознательный контакт с Богом, после духовного пробуждения в результате выполнения этих шагов стараться делиться этим опытом с алкоголиками и применять эти принципы во всех делах – вот основные положения, которым учат зависимых в группе «АА». Кое-что из этого схоже с методами, которыми пользуются психологи в практике гештальт-терапии.
Лидер еще не родился
Как правило, алкоголики не могут пройти первый и последний шаги — они не хотят признаваться себе в том, что они больны, а, исцелившись, не могут приобщить к здоровому образу жизни других больных. Чтобы группа работала в полную силу и «заражала» правильным поведением большую часть зависимых, в ней должен быть лидер, общественник, пока за все время существования «АА» такого человека здесь не наблюдалось.
— Почти все участники общества до того, как прибегнуть к духовному лечению, обращались к традиционной медицине, и теперь всякий понимает – что очищение крови без очищения души не имеет желаемого эффекта. В оценке многих алкоголик – пропащий человек, не все понимают, что он такой же, как диабетик или аллергик, которому нужна подпитка извне, чтобы не умереть, — говорит отец Стефан. – Благодаря регулярным занятиям, построенным на вере, зависимый может полностью сбросить с плеч свою хворь и при желании зажигать в других надежду на исцеление. Однако, алкоголик – это клеймо на всю жизнь, болезнь до смерти, он может быть лишь пьющим или непьющим. Это должен понимать каждый, который берет в руки бокал с вином или стопку водки.
В церкви хранится Книга памяти, первая запись в которой датирована 1999 годом. Свои истории здесь написали десятки людей разных вероисповеданий, когда-то страдавших алкоголизмом, вставших на праведный путь с содействием силы божьей. Кто-то в своих обращениях просит у священников материальной помощи, кто-то – благословения, но каждый неизменно благодарит.
Хотя стать свободным от алкоголя – это не то счастье, которое подвластно объяснению словами…
Иллюстрация с сайта http://media.advertology.ru