Вера - лучшая таблетка - Караван
  • $ 483.23
  • 534.74
+12 °C
Алматы
2024 Год
2 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Вера - лучшая таблетка

Вера - лучшая таблетка

Проблема алкоголизма в Карагандинской области не нова. Правительство идет на отчаянные шаги, запрещая гражданам употреблять спиртное в вечернее время в общественных местах, предпринимателям - продавать алкогольные напитки несовершеннолетним и реализовывать продукцию ликероводочных заводов близ социально значимых мест, но воз и ныне там - зависимых не становится меньше.

  • 3 Декабря 2009
  • 2110
Фото - Caravan.kz

В области действуют сотни лечебно-профилактических учреждений, избавляющих от алкоголизма, но к их услугам сами алкоголики и их родственники прибегают реже всего — медикаментозное лечение, на их взгляд, еще не достигло такого уровня, чтобы на сто процентов поднимать спившихся людей на ноги.
Какое же лекарство от своего недуга предпочитают сами пропойцы, и есть ли у них на самом деле шанс исцелиться?
Терпение и труд
Мы въехали в светлый двор, с утра его припорошило снегом. Трое мужчин орудовавших метлами, остановились — редко на своей территории они видят «чужих».
— Максим, эт к тебе! — прохрипел один из дворников.
Максим, молодой человек приятной внешности, выбежал к нам навстречу, видимо, был искренне рад гостям.
Много лет назад Максим Симонов употреблял наркотики. Ему не понаслышке знакомо, как это — вставать чуть свет с гудящей головой, скитаться по городу в поисках денег на дозу, что такое безразличие и ненависть к родственникам, которые, не понимая его проблемы, плачут и молят его прекратить. Жизнь парня определил случай: Максим пришел за чистыми шприцами в СПИД-центр, тамошний психолог посоветовала наркоману обратиться в духовно-реабилитационное учреждение в Петровке. Наркоман, который на тот момент пробовал «завязать» в психоневрологическом диспансере и уже отчаялся верить в лучшее, решился. В 2002 году он прибыл в реабилитационный центр в отдаленном районе Караганды. Пройдя курс лечения верой в Бога, ощутивший освобождение от болезни, Максим окончил в Алматы библейский колледж, чтобы самому наставлять людей на путь истинный. В 2003-м пастор занялся духовным воспитанием алкоголиков и наркоманов в темиртауском филиале. И вот теперь одноэтажные бараки по Пионерской, где как раз и расположилась «здравница», Максим делит не только с зависимыми, но даже с собственной семьей, здесь проживают его жена и дети.
— Алкоголиков «с улицы» принимаем на полное обеспечение, для тех же, кого приводят родственники — вступительный взнос $100. На эти пожертвования они и живут. Да, больные и не имеют больших финансовых нужд — сами пекут хлеба, топят баню, убирают двор и помещения, это здесь называется трудотерапией, — говорит пастор ТФ ОО «Духовный Центр реабилитации наркоманов и алкоголиков». — Оплату за коммунальные услуги взяло на себя ТОО «Окжетпес», так что об этой проблеме голова не болит. Кроме того, из числа реабилитированных при центре создаются бригады ремонтников, которые, живя уже вне этих стен со своими семьями, работают в городе, выполняя квалифицированные ремонты в квартирах темиртаусцев, часть своих доходов они обязательно приносят зависимым, так сказать, жертвуют на их выздоровление. Излечившиеся от алкоголизма имеют право самостоятельно найти занятие в городе, а могут и предварительно обучившись, трудиться в этих же бригадах.
Безалкогольная радость
Чтобы окончательно «прийти в себя» после нескольких запойных лет необходимо, как утверждает Максим, как минимум полтора года душевного врачевания, без применения лекарственных средств. Однако, перед алкоголиками двери центра открыты всегда, на случай, если они решат вернуться к прежней жизни.
— Мы даже не выкидываем их старые вещи, вшивые и грязные, — рассказывает Максим.- Мол, надумаешь сменить чистое постельное белье, одежду, трехразовое питание, банные процедуры и теплый барак на теплотрассу и водку — наденешь то, в чем пришел, и пойдешь. В основном для алкоголиков здесь — перевалочная база, они не считают духовный центр местом средоточия бога, с помощью которого здесь исцелились сотни больных, а только бесплатной жилплощадью. Нужно отметить, что реабилитация в центре не принудительная, она основана на вопросе, который, согласно священному писанию, господь задал хронически и безнадежно больному: «Хочешь ли ты быть здоров?». Тот же вопрос здесь задают каждому алкоголику и наркоману.
Режим дня в центре расписан по часам. Рано утром — молитвенное служение, во время которого уверовавшие зависимые молятся за власть, родителей и друзей, а также за спасение алкоголиков и наркоманов. После — завтрак и работа по хозчасти с 9 утра до 17 часов, а вечером — снова песнопения во имя господа, чтение библии или просто разговоры о наболевшем, чтобы провести анализ — есть ли подвижки в выздоровлении.
— Я провожу богослужения по принципу «равный к равному», — рассказывает пастор, бывший наркоман Максим. — Я не другой, я был таким же, как они, сидящие передо мной и склонившие голову в молитве. Я знаю их боль, знаю, как отрешить их от нее. Я сам прошел все стадии реабилитации, было время, что уже исцелившийся, я хотел уколоться, и сейчас у меня возникают эти мысли — другое дело, что я знаю, как с ними бороться, и без труда им противостою. Лечение в центре строится на вере в бога, на послушании ему, наша каждодневная жизнь — благодарность господу. Радость в наших сердцах заменяет нам алкоголь и наркотики в будни и праздники. Например, все предыдущие годы мы отмечали Новый год даже без шампанского. Мы горды тем, что умеем веселиться по-другому, устраивая себе концерты, спектакли, конкурсы.
Альтернативы нет
Равноценного лечения духовному еще не придумали, утверждают в центре. Здесь каждый прошел и ПНД, и ЛПУ, и кодирование — результаты нулевые. Не помогают и психологи, и настоятели классических церквей, которые, конечно, не проводят с зависимыми индивидуальных бесед и вообще не знакомы с их проблемой изнутри, бессильными оказываются и родители алкоголиков.
— Родители — врачи, которые при спазме в горле дают лекарство от спазмов в желудке. Они искренне желают помочь своим детям, но знают ли они, как это сделать? Алкоголики — как профессиональные актеры могут разыграть правдоподобную роль несчастного бедолаги, которому незачем жить. Давя на жалость пап и мам, больные получают то, что хотят — средства на покупку спиртного. Близкие охотно соглашаются снабдить зависимого деньгами, чтобы облегчить его участь, и это в корне неправильно. Мы практикуем здесь другой канон: «Закрой дверь перед алкоголиком, будь с ним жесток, и ты поможешь ему!».
Конечно, не получая «дохода» от родителей, больной может красть деньги, грабя квартиры или убивая людей. Это его выбор, пусть и неоправданный. Но с другой стороны тюрьма — это ли не вместилище исцелившихся алкоголиков? Здесь, за закрытыми решетками камеры, не имея доступа к спиртному, у него есть возможность освободиться от зависимости, — уверен пастор.
Он также убежден, что желающих излечиться в Темиртау слишком мало. И не потому, что сведена к минимуму пропаганда здорового образа жизни. Это проблема мирового масштаба: пока на полках магазинов будут стоять коньяк, водка, пиво, вино, коктейли — легализированные наркотики — человечество никогда не избавится от проблемы алкоголизма. Алкоголиками становятся не в подъездах и не в подвалах домов, а в ресторанах и кафе — в цивильных заведениях, где не то что не запрещают, но и всячески поощряют употребление спиртных напитков, предлагая клиентам все новые алкогольные изыски. Все начинается с малых доз, а когда зависимость одного члена семьи начинает портить отношения между всеми родственниками, алкоголик с удвоенной жадностью принимается заполнять пустоту, которая образуется в его душе. Но у этой пустоты нет дна и краев. И только впуская в душу веру, зависимый может получить долгожданную волю, — уверен Максим.

Продолжение следует