Количество базаров и рынков в Шымкенте удивляет даже местную власть.
Ежегодно, в городе регистрируется по меньшей мере десять новых площадок массовой торговли, не считая еще двух-трех десятков стихийно возникающих базарчиков.
В настоящее время в Шымкенте только официально насчитывается свыше 200 рынков и базаров. Причем практически все они в той или иной мере не соответствуют санитарным нормам, правилам противопожарной безопасности, градостроительным и архитектурным планам.
К тому же каждый базар создает дополнительные проблемы на близлежащих территориях — постоянные автомобильные заторы на прилегающих улицах, свалки мусора и гниющих пищевых отходов на подступах к базарам и прочее.
До недавнего времени городские власти вели довольно безуспешную борьбу с каждым базаром в отдельности, используя в основном средства из арсенала пожарников и санэпиднадзора.
Базаркомам и нарушителям правил торговли вменялись административные меры и штрафы, которые с трудом взыскивались, и в целом негативную картину на городских рынках изменить не могли.
С нового года шымкентский акимат намерены решить проблему в корне — переселить большинство базаров за черту города.
В ход запущена «тяжелая артиллерия» — генеральный план градостроительства Шымкента, согласно которому все территории, на которых ныне располагаются базарно-торговые объекты, предназначены для иных муниципальных нужд и поэтому должны быть освобождены.
Памятуя о том, что из пушек по воробьям не стреляют, власти взялись за всех оппонентов сразу: в течение трех лет переселить за город планируется 141 рынок и базар.
Однако, чтобы не доходить до откровенной войны с базаркомами, переселение решено проводить в рамках максимальной цивилизованности и закона.
В частности, планируется выплата компенсаций за передислокацию по ряду позиций.
Так, специально созданная комиссия уже сейчас выясняет наличие разрешений и прочей документации у всех базаров, намеченных к выселению. По предварительным данным, почти в каждом случае имеются нарушения в оформлении документации.
(Хотя дело это не такое удивительное, учитывая нашу чрезвычайную забюрократизированость, а также постоянно изменяющиеся, а порой и противоречащие друг другу нормативные акты и законы, тонкостей которых порой не знают даже сотрудники органов, призванных контролировать соблюдение этих законов).
Тем не менее, в том случае, если документация у рынков в порядке, предусмотрен режим максимального благоприятствования для переселения. Комиссия горакимата в купе с сотрудниками органов инвентаризации проводят оценку стоимости построек рынка, которая будет возмещена владельцам. Также разрабатывается механизм переезда базаров на новое место.
В идеальном варианте, задуманном акиматом, каждый базарком или владелец рынка должен обратиться в городскую мэрию с заявлением на выдачу нового места. Ему отводят участок за городом, в соответствии с планом застройки пригородных районов. Последний, кстати, также детально проработан, являясь одной из составных частей генерального плана строительства Шымкента. Сработает ли такая идея — пока не известно.
Еще никто из базаркомов с подобным заявлением в акимат не обращался. Однако на этот случай у властей припасен судебный вариант решения вопроса. Всем 141 рынку и базару уже направлены официальные уведомления о необходимости передислокации. Согласно закону отреагировать на предписания рынки должны максимум в течение одного года.
По истечении этого срока власти намерены обратиться в судебные органы с иском к «нарушителям архитектурных и градостроительных норм». Шымкентский акимат уверен, что сможет отстоять в суде решение о переселении по каждому рынку.
Самым слабым звеном в позиции властей, по мнению юристов акимата, будет тот факт, что у базаркомов имеются в наличии решения городских властей о выделении земельных участков под рынки. При всей путанице в документации, подобные решения имеются у подавляющего большинства владельцев рынков. Однако именно этот аргумент может в лучшем случае служить поводом к требованию компенсации, каковую изначально уже предлагают базаркомам шымкентские власти.
При этом повторимся, размер компенсации устанавливает специальная комиссия. И хотя базаркомы, возможно, и смогут в ходе суда добиться увеличения компенсации, но вряд ли на значительную сумму.
Правда, пока еще городским властям предстоит самим разобраться, сколько же денег из бюджета будет выделено на переселение базаров. Финансирование требуется не малое, но лишь от его объемов зависит сроки и массовость «переезда».
Выяснится это на ближайшей сессии гормаслихата, где будет утверждаться городской бюджет.