Стараясь не пропускать ни одной серии, вижу одни и те же лица. Главные герои — мужчины, зачастую преклонного возраста, старающиеся помочь, поддержать и разрешить всевозможные проблемы общества.
Именно, мужчины, и так мало женщин. Неужели они не способны, или так заняты заботой о доме, детях и муже? С трудом верится.
В наш-то век, когда есть детские сады, посудомоечные машины, микроволновые печи, стиральные машины?
Несмотря на развитие технологий, которые по логике должны были облегчить бытовые условия, количество женщин на уровне принятия решений не увеличивается.
Социальная дискриминация связана с репродуктивной функцией женщин. Рождение и воспитание детей болезненно сказывается на карьере и доходах женщин. Такая ситуация искусственно поддерживается общественной мифологией. Идейная нагрузка стереотипов — «хранительница очага», «природное предназначение женщины», «слабый пол», — сводится к примитивному стремлению удержать «прекрасную половину» на втором плане.
Обращаясь к истории, или, например, религии, можно отметить, что среди первых христиан женщины занимали значительное место, а наиболее активные вошли даже в сюжеты Священного писания. Это и Мария Магдалина, которой первой явился Христос после воскрешения. Другая Мария — жена Клиопа и мать Иакова — присутствовала при воскрешении Христа. Аналогичная ситуация складывается и в других религиях. Женщины играли важную роль на первых этапах формирования Ислама, о чем свидетельствует создание культа ближайших сподвижниц Мухаммеда: Амины, его матери и Фатимы, любимой дочери.
В классической арабской литературе весьма популярен образ «героической женщины», которая участвует в битвах и политической жизни государства наравне с мужем и другими мужчинами.
Меня, как жительницу региона Центральной Азии, очень заинтересовал вопрос о роли восточных женщин, занимавшихся политикой в древности.
Перерыв большую гору литературы, я их нашла.
Среди кыргызско-узбекско-таджикского населения Ферганской долины первой половины XIX века женщины выделялись своей общественной активностью.
В Намангане того времени главный распределитель арычной воды, Мираб-башы, отличился нерасторопностью. И тогда его жена Хал-биби обернула голову чалмой, надела мужские сапоги и занялась мирабскими обязанностями. А после смерти мужа Хал-биби сама себя назначила мирабом. Как писал современник в изданной в Казани «Краткой истории Кокандского ханства», замечательно, что этому самоназначению никто не воспротивился. Во-первых, все боялись палки и языка Хал-биби, во-вторых, отдавали должное ее практичному уму и уникальному знанию не только народного быта, но и обычного ирригационного права, и наманганских арычных систем. Впоследствии наманганские хакимы советовались с ней наравне с другими чиновниками, с той только разницей, что ее побаивались гораздо больше, чем последних.
Курманжан Датка — первая женщина на Востоке ставшая царицей. Во времена ее правления стояла дилемма: быть или не быть кыргызскому народу. В эти трудные для нации времена царица пожертвовала сыном и спасла целый народ от геноцида. Это самый драматический и самый трагический факт в истории кыргызов. Она сумела оставить заметный след не только на политическом поприще, умело управляя подвластным ей народом на протяжении более полувека, но и в творчестве, сочиняя прекрасные стихи под псевдонимом Зыйнат.
Сююн — была дочерью знатного ногайского бека Юсуфа. Правила Сююн недолго — всего два года. Политическая ветвь сменилась, и верх одержала московская партия. Царицу с малолетним сыном арестовали, отправив в «почетный плен» в Москву, за несколько месяцев до падения столицы Казанского ханства.
Томирис жена покойного царя массагетов, царица кочевого народа в Центральной Азии в древние времена. Согласно Геродоту (1:214), Кир Великий, основатель Персидской империи, встретил свою смерть в сражении с нею. В силу определенных обстоятельств этот эпизод стал символом акта правосудия, и на эту тему даже заказывали картины, чтобы украшать залы судов.
Тамара после смерти Георгия III, стала единоличной правительницей Грузии. Впервые в истории Грузии на царский престол вступила женщина. Тамара — знаменитая грузинская царица (1184-1213). В период ее правления Грузия переживала лучшие времена. Ее называли не царицей, а царем — сосудом мудрости, солнцем улыбающимся, тростником стройным, прославляли ее кротость, трудолюбие, послушание, религиозность, чарующую красоту.
Ее руки просили византийские царевичи, султан алеппский, шах персидский. Все царствование Тамары окружено поэтическим ореолом; достоверные исторические сведения осложнились легендарными сказаниями со дня вступления ее на престол. Грузинская церковь причислила царицу к лику святых.
Русудан
В 1223 году, после смерти Георгия IV, единственной законной наследницей царского престола являлась сестра Георгия-Лаши, Русудан. Уже во второй раз царский трон в Грузии занимает женщина. Первые годы царствования Русудан, казалось, ничего дурного не предвещали. Напротив, удалось разбить кипчаков, совершавших набеги с Северного Кавказа, грузины вновь стали готовиться к крестовому походу.
Но он был сорван, так как у границ Грузии вновь появился Джалал-ад-Дин со своим войском. В 1235 году в Грузию вторглись монголы. Узнав о нашествии, царица Русудан перебралась в Кутаиси. Монголы постепенно заняли всю восточную и южную Грузию. Не надеясь получить помощь извне, находившаяся в западной Грузии царица Русудан пошла на мирное соглашение с монголами. По условиям договора, монголы оставили в Грузии царскую власть неприкосновенной, но на царский престол царя утверждал монгольский великий хан. Грузия, в свою очередь, была обязана платить дань. Царица Русудан отправила к хану своего сына Давида для утверждения на царство. Скончалась.Русудан в 1245 году.
Хутак Хатун — знаменитая бухарская хатун занимала особое место в источниках средневековых арабо-персидских географов. Она 15 лет была царицей. Главным достоинством Хатун была мудрость. Силу власти ее составляли воины-царевичи, для которых она была матерью-правительницей.
Тюрабек-Ханым царица Хорезма пошла на хитрость, чтобы не воевать с султаном Санджаром. Султан перекрыл Амурдарью и лишил воды Хорезм. Царица велела приготовить себе сорок недавно ожеребившихся быстрых кобылиц, разделить путь от Гурганджа до Тюя — Муюна на сорок перегонов и на каждом оставить по лошади. Меняя на перегонах кобылиц и отправляясь в путь, она каждый раз оставляла жеребенка кобылицы в расчете, что на обратном пути каждая кобылица стремясь к своему ребенку, будет бежать быстрее.
В мужской одежде Тюрабек-ханым предстала перед могущественным султаном. Не слезая с коня, она потребовала от султана освободить русло Амурдарьи. Убедившись, что русло открыто, повернула лошадь и вихрем помчалась назад. Лучшие всадники султана не смогли догнать хорезмийскую царицу. Так, благодаря женщине Хорезм был спасен.
Теркен-Катун тоже была царицей Хорезма, только во времена Чингиз-Хана. Могущественная правительница, оказывала решающее влияние на ведение государственных дел. У нее был свой отдельный двор с аппаратом чиновников, отдельные владения с которых она получала доходы, фискальные органы.
Боарикс, после смерти мужа- князя Болаха с 527 года — царица савиров, гуннского племени в Прикаспийских степях.
Властная и воинственная Боарикс стояла во главе гунно-савирского союза. Ей принадлежит заслуга заключения мирного договора с Византией. Когда два вождя других гуннских племен вошли в военный союз с Ираном против Византии, Боарикс захватила обоих в плен. Одного она предала смерти, а другого отослала в Константинополь.
Казахстан стремится к возрождению традиций предков. Было бы замечательно, восстановить историческое уважение к женщине как к личности, которая может управлять страной и растить детей одновременно.
Мне же, как любительнице сериала политических новостей, хотелось бы больше и чаще видеть женщин политиков, предпринимателей, вносящих вклад в развитие молодой Республики Казахстан.
При подготовке материала использована литература:
«Великие дочери великой степи», Справочник. I том. Алматы.
«Женщины в истории: возможность быть увиденными», Выпуск 2, Минск
Электронный адрес автора: v_nechukhrannyy@mail.ru