На юге свирепствуют эпидемии нехороших болезней вроде гепатита и кишечных инфекций. Они же, южане приезжают в Алматы, чтоб грабить дома иностранцев, в СКО из-под носа уводят чужие пенсии, в Семипалатинске сидят без света…
Но человек на то и существо разумное, он не желает довольствоваться тем, что ему отведено.
Высок уровень миграции по маршруту «село-город». Жители Южно-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской и многих других областей устремляются в Астану и Алматы. Или вообще уезжают за пределы страны. В поисках лучшей доли. Достойной жизни. Хотя каждый меряет достоинство на свой манер: кому-то нужны хорошая квартира и машина с дачей, кому-то — образование или интересная работа, кому-то и то, и другое, и третье и желательно «без хлеба». Потому что во многих селах и аулах (станциях, поселках, городах) иногда нет даже общественных бань, не говоря уже о больших многоквартирных благоустроенных домах, магазинах, кинотеатрах и Дворцов культуры (ах, какое завораживающее и отдающее запахом социализма название, жаль, что смешно звучит в эпоху повсеместной капитализации).
А школы? Что творится со школами? Мало того, что они неукомплектованы педагогическими кадрами и ютятся в ветхих зданиях, построенных в начале 50-х годов, порой их тоже нет, в радиусе 20-30 км…
А больницы? Когда не очень-то больной, в принципе, человек из-за отсутствия элементарно грамотных медработников и медучреждений с необходимым диагностическим оборудованием превращается через 5-6 лет в запущенного полуживого хроника?
А работа? То есть ее отсутствие. Работа — как средство самореализации и обеспечения благоприятных условий жизни своим родным.
Таким образом, богом и государством забытое депрессивное местечко становится чем-то вроде тюремной камеры, откуда могут вырваться на свободу и попытаться устроить свою жизнь только молодые, сильные и смелые. А остальным придется доживать свой век в тех же убогих, нищенских, скудных, как по части пищи для тела, так и для ума географических точках на карте РК.
Но депрессивные районы — это не только аулы и деревни, это и маленькие города тоже. Городишки-спутники, типа Капчагая или Талдыкоргана.
Давно наши государственные мужи и жены пытаются сделать из Талдыкоргана настоящий областной центр.
Да, есть определенный опыт Астаны, будем строить дальше. Глядишь, зацветем. Многоэтажные дома, развлекательные и выставочные центры. Развитые транспортные и коммуникационные артерии.
Главное, чтоб жизнь била ключом, только не разводным, и не по голове.