Велика цена моратория, да кто ее заплатит? - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+19 °C
Алматы
2024 Год
22 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Велика цена моратория, да кто ее заплатит?

Велика цена моратория, да кто ее заплатит?

Недавно представители малого бизнеса подводили итоги своей предприимчивости. Бизнесмены говорили о том, что за время моратория, наложившего заперт на проверки их деятельности, они успели получить весомый результат в бизнесе.

  • 4 Сентября 2003
  • 1004
Фото - Caravan.kz

Пора подвести итоги и потребителям! Для них мораторий неожиданно стал лакмусовой бумажкой качества работы отечественных предпринимателей. Они в негодовании: чуть ли не на каждом углу им предлагают купить откровенное барахло!
По октябрь этого года запрещено тревожить бизнесменов малой руки всевозможными проверками. Почему? Потому что в интересах государства надо было создать благоприятные условия для развития отечественных производителей. Малый бизнес стонал от проверок, кричал о гиперконтроле, как сдерживающем факторе. Пришлось временно «заморозить» проверяющих. И бизнесмены уже сегодня получили свою малую пользу от этого. Все остальные получили пользу большую, даже если за это время успели купить сломанную посудомоечную машину, бракованный компьютерный СD-ром, «левые» таблетки, фирменный утюг с западающей кнопкой «пар», самсу без мяса, новый нерабочий сотовый телефон и разряженную батарейку к нему.
Дурят нашего брата
Где тут польза? В выводе: за время отсутствия проверок предприятий малого бизнеса можно было сто раз понять, какие наши бизнесмены негодяи, не краснея, подсовывают нам брак, спокойненько продают несертифицированные вещи, толкают с прилавков солидных магазинов контрабандный товар. Примеры? Пожалуйста.
Я купила посудомоечную машину, но при первой же загрузке посуды (минута была торжественная), она, радостно пошумев водой минут 10, заглохла, притихла и все. Лампочки горят, а посуда не моется. Вызвала мастера. Вещь дорогая, техника — сложная. Открыть самой было страшно: внутри вода, мало ли что? Мастер, беспардонно вылив воду на пол, заявил, что не работает помпа (та самая деталь, которая воду качает). Сказал, что можно помпу заменить.
— Может быть, вы всю машинку замените, она же только что из коробки вынута? — робко поинтересовалась я. На что мастер деловито заметил, что машинку устанавливал не он, что не исключает махинаций с моей стороны. — Может быть, вы сами (то есть я) уже новую помпу сняли, старую поставили, а теперь хотите, чтобы поменяли сломанную машину на новую, — рассуждал он. У меня волосы дыбом встали. Бред какой-то. До такого ж додуматься надо! Я не могу себе даже представить, как выглядит эта деталь. Версия, что помпу могли подменить в магазине, ему не подошла. Хотя, мною не исключалась. При покупке машину не испытывали. Негде было, да и не положено. Магазин был фирменный — выступал гарантом качества, это вам не барахолка… но, как видно, гарантии и в магазине оказались сомнительные.
В результате мы с мастером сошлись на том, что он будет эту штуку ремонтировать за счет гарантийного талона, который еще не истек. Человек несколько дней звонил на склад, искал нужную помпу. Кое-как нашел (не знаю — новую или бу). Установил ее бесплатно. А я с ужасом подумала, что если в солидных магазинах такое случается, что о частном секторе говорить?
Туда не ходи…сюда ходи!
Вот еще проблема: оказывается, мы уже давно не можем отличить магазин от частного сектора. Идем в центральный магазин, а приходим все на ту же барахолку, только здесь антураж цивилизованный и цены поболее. Во всем остальном они ничем не отличаются: на барахолке в нарушение всех прав потребителей большущими буквами написано: «Товар обмену не подлежит». Как будто где-то подлежит! Ничего подобного.
Огромный магазин «Зангар» весь напичкан частными предпринимателями. Они у магазина арендуют торговые площади, исправно вносят плату за аренду. Но это вовсе не значит, что за их деятельностью следит магазин или та же администрация «Зангара», отвечает за качество товара. Все это в прошлом, как и знак качества, и выговор в личном деле. Теперь в «Зангаре» ситуация рыночная, но уж больно нелепая.
В магазин приходят люди и покупают там, к примеру, сотовые телефоны. А уже через три часа хозяин сотки обнаруживает, что мобильник не работает. Он по горячим следам возвращается к продавцу и просит заменить брак или показать сертификат на товар. Продавец разводит руками и говорит, что не уполномочен решать подобные вопросы. Он — человек наемный, всего лишь продавец. А хозяин товара — за границей. Вот когда он вернется, тогда и приходите для разборок, но попробуйте потом доказать, что этот телефон вы купили именно у этого продавца. Чека на руках нет. А рядом с десяток точек, торгующих сотками. Забавно, да?
Люди, по — старинке думают, что сейчас они пойдут жаловаться администрации магазина. И ведь идут. Однако уходят оттуда окончательно сбитыми с толку. Заявления администрации выглядят обескураживающими: оказывается магазин — одно название. Он только и делает, что сдает арендаторам свои торговые площади и все. На этом роль супермаркета заканчивается. Он ни за что не отвечает и не может ответить: товар не его, сотрудники чужие. А частные предприниматели, у каждого из которых зарегистрировано свое ТОО, не торопятся разбираться в подобных конфликтах. У них — бизнес! Они — заняты делом! И психология у них другая, «новая», вывернутая нашим диким рынком. Им кажется, что рынок управляется категориями «везения — невезения». Повезло — приобрел хорошую вещь, не повезло — значит, не повезло. О том, что везение потребителя зависит от наличия кассового аппарата и сертификата на товар у предпринимателя, они почему-то не думают.
Докажите, что вы не верблюд!
Солидная дама купила в бутике босоножки, отдала 29 тысяч тенге. Дома обнаружила, что гипюровый подклад в одном месте порван. Понесла покупку обратно. Ее встретили словами: «Уже порвали, зачем явились?» Покупательница «застыв», долго соображала, что ей такое сказали, а потом разразилась: «Вы хоть бы головой подумали! За такие деньги обувь должна носиться, а не рваться в первый же вечер! Я ведь ни китайский ширпотреб приобрела. И потом, даже если что-то испортилось, у новых вещей есть гарантийные сроки: товар надо заменить и все».
Увы, продавцы встали в позу и требовали доказательства брака! Можно было бы махнуть рукой на 29 тысяч и купить себе новую обувь, но на все про все не махнешь! Откуда же ждать помощи? В случае с босоножками, женщина обратилась в общество защиты прав потребителей. Босоножки отнесли на экспертизу в специальную лабораторию, которая как раз призвана решать подобные спорные вопросы. Специалисты доказали, что босоножки имели производственный брак. После чего бутик обязан был вернуть покупательнице деньги, в противном случае дело дошло бы до суда. Женщине вернули деньги. Конечно нехотя. Конечно, с нервами.
Молодой человек приносит домой новенький CD-ром, а тот крошит его любимый диск на мелкие кусочки. При этом на фирме, где была произведена покупка, разводят руками и говорят, что это диск виноват, он якобы, был некачественный. О ремонте техники или замене на новую никто не говорит! Люди покупают минеральную воду, а в бутылке оказывается вода из-под крана, любители отечественных пельменей заглатывают фарш с дустом… Примеров нечистоплотного бизнеса много. Вопрос: так было всегда, с момента зарождения отечественного бизнеса или «чернухи» стало больше с введением моратория?
Скорее всего — второе. Проверок не стало, бизнесмены свободу почувствовали, и гнилье повылазило, всплыло, стало чаще попадаться на глаза. Сотрудники общества защиты прав потребителей готовы подтвердить сей факт наличием толстенных папок с жалобами от потребителей. Председатель городского центра защиты прав потребителей «Фемида», Сембек Рахимгалиев говорит, что их организация и подобные центры стали на время моратория единственными проверяющими и карающими инстанциями. Однако правозащитники могут немного. Установив факт некачественных пельменей местного изготовления, они могут предложить отправить жалобу в суд, что и предлагают сделать потребителям. То есть отстаивать свои права и доказывать бизнесменам, что они — жулики, можно только в судебном порядке. Другого механизма восстановления справедливости в стране нет. Но в том-то вся и беда, что ввязываться в бумажную волокиту потребители не хотят! Моральный ущерб суды присуждают крошечный, а ведь еще надо доказать, что шуба, отданная в частную химчистку, была качественная и разлезлась по швам после чистки, не раньше! Вот и получается, что во время моратория бизнесменам все сходит с рук: и поддельные лекарства, и нестандартный по весу хлеб, и бракованный телевизор, и прочее гнилье, рванье, главное, что бизнес процветает!
А самый странный парадокс заключается в том, что когда мораторий закончится, и государственная машина проверок снова начнет «молотить воздух», брака не станет меньше. Его будут конфисковывать на законных основаниях и уничтожать в очень большом количестве. Но потребителю от этого не станет легче. Потому что червоточинка отечественных производителей заложена не в отсутствии или наличии проверок, а в самом механизме развития бизнеса. Тот, кто является потребителем, знал это задолго до моратория.