Велели паспорт показать? - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
+4 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Велели паспорт показать?

Велели паспорт показать?

История сухих и полусухих законов богата и драматична. Может ли государство заставить обычного законопослушного гражданина не пить то, что ему хочется и не пить тогда, когда ему хочется? Заставить превентивными мерами, проще говоря - силком?

  • 13 Октября 2009
  • 1531
Фото - Caravan.kz

Мечтаешь в жару о ледяном пиве — тебе не наливают. Надо бы «сто граммов», когда промокли ноги — тебе не продают. Нигде. А если оный гражданин — законопослушен, достиг совершеннолетия и обладает конституционным правом на свободу волеизъявления?
Есть ли на свете вообще такое государство, которое на самом деле — не фарисействуя, не преследуя собственных интересов, не ставя целью выгоду отдельных магнатов и холдингов, продуманно и последовательно борется за трезвость своего гражданина? Тот еще — вопрос.
Однако, думаю, к нашей стране он не относится. Как известно, в Казахстане с 9 октября вступил в силу Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения, запрещающий курение в общественных местах и продажу алкоголя лицам до 21 года.
Как к данному нововведению относится общественность? На эту тему — очередной социологический опрос сайта Караван.kz.
После официального заявления о принятии нового кодекса некоторые отечественные аналитики сочли, что мы вновь «тянемся» за Москвой, где около месяца назад Госдуме было предложено рассмотреть законопроект, увеличивающий возрастной ценз на покупку алкогольной продукции с 18 лет до 21 года. В России алкоголизм признан национальным бедствием на государственном уровне, страна спивается — и данный факт озвучен президентом, который при этом считает, что запретами и нравоучениями ситуацию не исправить. Но у соседей, как говорится, «свои погремушки». Там «борьба с пьянством» носит подчас заказной, политический характер, тогда как «глубинка» продолжает беспробудно пить горькую.
Нас страной трезвенников тоже не назовешь. Во всех странах Европейского региона на долю смертности населения от отравления алкоголем и цирроза печени приходится около 25 процентов. В Казахстане 51 процент населения употребляет алкоголь, среди них: дети — 21 процент, подростки — 39,5, молодежь — 60,4.
Среди обследованных 63 процентов подростков имеют опыт знакомства с алкоголем уже в возрасте от 12 до 15 лет. Это реальная угроза для генофонда нации. По данным Агентства РК по статистике, на 1 января 2008г. на диспансерном наблюдении состояли 245 716 лиц, злоупотребляющих алкогольными напитками, из них 12,5 процента — женщины, 2,3 процента — подростки. Отравления алкогольной продукцией составили 19 151 случаев, число смертельных исходов в результате отравлений — 1121. Социологические исследования, проведенные специалистами Национального центра проблем формирования здорового образа жизни РК, показали, что за последние три года выросло количество детей в возрасте 11-14 лет, употребляющих алкоголь. Специалисты считают, что в нашей стране нет достоверных данных о численности лиц, употребляющих алкоголь. Регистрируются только те случаи, которые фиксируются психиатрами у лиц, обратившихся по поводу психических и поведенческих расстройств. Эти случаи учитываются в государственной статистике. Что касается детей и подростков с подобными нарушениями, то их учет начал производиться с 1999 года.
О страшных фактах детского пьянства, о жестоких преступлениях, совершенных подростками «под градусом» знают многие — для этого у нас есть СМИ. И 23 процента участников опроса нашего сайта считают, что введение возрастного ценза при продаже алкоголя — гениальное решение. И что тем самым мы сохраним здоровье нации. Ой ли?
Допускаю чисто математическую мысль, что некоторую толику неокрепших как следует организмов в диапазоне до 21 года, мы таким образом отвратим от пьянки. Теоретически, конечно. Ведь главное — не принять закон, пусть даже самый распрекрасный и мудрый. Главное — его исполнять, всегда и везде, при любых обстоятельствах. А для того, чтобы усомниться в том, что он будет исполнен, достаточно в любом нашем городе отъехать от центра, где восседает власть. В некоторых населенных пунктах достаточно нескольких минут, чтобы обнаружить незатейливую торговую точку. Это оконца частных домишек, грязные киоски, наспех слепленные магазинчики… Какие там у них разрешения, кто когда-либо проверял качество напитков и кто станет проверять исполнение нового кодекса?
Как сообщили информагентства, 10 сентября КФ «Будущее без наркотиков» совместно с сотрудниками департамента внутренних дел Астаны и управления внутренней политики акимата проведен рейд, направленный на выявление фактов нарушения Закона РК «О табакокурении и алкогольной продукции». В Сарыаркинском районе выявлен 21 магазин, нарушающий данное законодательство. Штраф за продажу несовершеннолетним табачной и алкогольной продукции составляет 2 МРП — то есть 2546 тенге.
А, к примеру, в той же РФ партия «Единая Россия» недавно подготовила проект поправок в уголовный кодекс, ужесточающий наказание за продажу пива несовершеннолетним. Продавцов предлагается штрафовать на 50 тысяч рублей (в 2,5 раза больше, чем сейчас) или приговаривать к шести месяцам исправительных работ. За продажу любого другого алкоголя штраф — 80 тысяч рублей вместо 30 нынешних, срок исправительных работ — год. Юридические лица могут быть оштрафованы на 100 тысяч рублей, торговая точка прикрыта на 90 суток. Но дело, повторюсь, не в карательных санкциях. Во-первых, торговцев не очень-то застращаешь штрафами, какого бы размера они ни были. Во-вторых, спрос пребудет всегда. Нелепо предположить, что молодой человек пьет вино, а вот завтра и немедленно в ужасе прекратит, поскольку ему нет двадцати одного года. «Употреблять» народ не перестанет, просто попытается приспособиться. Знакомого можно попросить сделать покупку в «строгом» магазине, родственника, случайного прохожего, если сильно приспичит. У нас в подъезде, например, живет семья, в которой двое мальчиков курят и пьют годков эдак с двенадцати. Когда местные бабульки — блюстительницы нравственности указали на этот факт мамаше, та ответила: «Пусть лучше в семье, у меня на глазах, чем в подворотне». Так что заботливая родительница принесет из лавки и пивка, и водочки. И что греха таить, никого это особенно-то и не возмутит: да пусть бухают, дело их, здоровье тоже — их личное, а наша хата с краю. Кстати, некоторые наши респонденты (в количестве 6 процентов) так и ответили: «А мне все равно».
У нас бесконечно много, долгие годы подряд говорится о необходимости формирования здорового образа жизни. Центры созданы, симпозиумы проводятся. Формируем и формируем… Как бы все-таки воочию узреть, как реально этот процесс происходит? В чем, собственно, формирование заключается? Где его плоды? Вот у этих мальчиков — теперь уже юношей — целыми днями сидящих на корточках у гаражей? У четырнадцатилетнего хронического алкоголика, привезенного в клинику с диагнозом «отравление токсичными продуктами»? Для одного главное — выпить, для другого — продать, для третьего — произвести с наименьшими затратами, для государства — получить прибыль в виде налогов и акцизов.
Принято ссылаться на Америку, где даже пиво можно купить, только предъявив водительские права. Об этом знает каждый юный рэпер, каждый умудренный скитаниями бомж, каждый работник торговли, каждый полицейский, каждый школьник. Американцы с этим рождаются и живут. Пунктик — навечно вклинен в цепочку ДНК. Смешно и глупо — пытаться заставить нашего, равно как и российского, человека ни с того, ни с сего, вне всякого контекста, чувствовать так же. Он запрограммирован по-иному. И вот ведь — со мной солидарны 71 процент респондентов, кликнувших на вариант ответа: «Глупость. Жениться, голосовать и в армию — с 18, а пить — с 21?!»
Нет, ребята, ничего подобные, оторванные от действительности кодексы не изменят, пока мы не перестанем врать сами себе. И начинать, наверное, надо с того поколения, которое еще только планирует заводить детей — с молодых родителей, — пусть ставят и исполняют задачу по уменьшению «литража» алкоголя, глядишь, их дети станут пить еще меньше…