Указанное ТОО является частью группы «бахытовских» компаний, работающих в Казахстане и связанных между собой. Имея просроченные многомиллиардные долги по кредитам, они активно участвовали в госзакупках по поставке ГСМ. Более того – входили в число операторов по поставке льготных ГСМ для сельхозпроизводителей. При этом многие обязательства так и не выполнили.
Еще одна странность – с заявлением о признании «Бахыт Муная» банкротом в экономический суд обратилось АО «Цеснабанк», один из самых крупных кредиторов «Бахыта». Что удивительно, ведь в интересах кредиторов, чтобы их должника как можно дольше не признали безнадежным.
Тем не менее «Цеснабанк» выставил требование о погашении дебиторской задолженности в размере 5 миллиардов тенге, Народный банк, представитель которого в суде активно выступал против признания «Бахыт Муная» несостоятельным должником, – 6,7 миллиарда тенге и 36 миллионов долларов.
В ходе процесса в суде появлялись многочисленные кредиторы: начиная с Лисаковского колледжа, которому не смогли отоварить талоны на бензин и заканчивая Павлодарским НПЗ, который выставил требования почти на 700 миллионов тенге. В завершение своей деятельности «Бахыт Мунай» оставил без горючего пограничников, пожарных, больницы и детские сады. Иначе говоря, значительно облегчил государственный карман.
При этом с собственными активами у «Бахыт Муная» оказалось не густо – заправки и офис арендованы. Собственные активы представлены оргтехникой, остатками ГСМ на 26 заправках и автотранспортом, часть которого существует, как выяснилось, только в бухгалтерских документах. Стоимость «добра» ТОО – всего 73,6 миллиона тенге. В таких условиях банкротство для компании – лучший выход, ведь перестает накапливаться кредиторская задолженность. Ну и в случае чего в стороне остаются аффилированные банкроту компании.
Для рядовых потребителей, впрочем, кончина «Бахыт Муная» была очевидна уже давно – с тех пор, как года полтора тому назад его заправки перестали заправлять.
Костанай