Об этом зашла речь в ходе круглого стола, за которым представители Минздрава РК и сотрудники других медицинских ведомств Казахстана собрались обсудить нерабочее на сегодня положение о вейпах.
Нерабочее – потому как «в настоящий момент не существует достоверных данных о том, что электронные сигареты или системы нагревания более вредны для здоровья, чем обычный табак». Что, несмотря на все свои доводы против, признал даже председатель правления АО «Национальный научный медицинский центр», доктор медицинских наук Абай Байгенжин, который заявил, что «природа воздействия вейпа на организм человека до конца не изучена», и отечественная медицина при этом находится едва ли не в начале пути. Однако при этом добавив, что «в Казахстане необходимо полностью запретить ввоз и реализацию вейпов с ароматизированными добавками», являющихся вроде как самыми вредными для подрастающего поколения.
Между тем первое поколение электронных сигарет в Казахстане появилось в 2011 году. Но до 2017 года они содержали только никотин, имели табачный запах и особой популярностью не пользовались. Однако в 2017 году появились электронные сигареты с ароматизаторами. Это различные типы электронных сигарет, которые известны как электронные системы доставки никотина, а с другой стороны – как электронные системы доставки продуктов, не являющихся никотином. В таких системах производится нагрев жидкости с образованием аэрозолей, которые вдыхаются пользователем. Жидкости для электронных сигарет могут иметь или не иметь в своем составе никотин, другие добавки, ароматизаторы и химические вещества. При этом известно 16 тысяч вкусов ароматизаторов – фруктовые, ягодные, кондитерские и многие другие.
Тем непонятнее звучат высказанные Байгенжиным данные о том, что вроде как «уже сегодня исследования казахстанской санитарно-эпидемиологический службы говорят о содержании никотина в вейпах, которые в 68-70 раз превышают показатели в обычных сигаретах». Хотя даже российские эксперты, у которых в стране электронные сигареты существуют на рынке намного дольше, чем в Казахстане, приводят максимальную цифру, приближенную к 20. Но и то лишь в самых крепких вейпах, которые не продаются повсеместно, а которые можно найти только в специализированных магазинах.
Кстати, о зарубежных рынках.
Почему-то в республике в данном случае не учитывается опыт других стран, в том числе развитых. В то время как Казахстану предлагают ввести запрет на бездымные продукты, в Великобритании, например, местная система здравоохранения запустила государственную программу с бесплатными вейпами для курильщиков, чтобы те отказались от сигарет. Ну не будет же в самом деле британский минздрав травить собственную нацию?
Тем более, что, да, забота о здоровье граждан своей страны – это замечательно, но сможет ли озвученный запрет стать эффективным для Казахстана, учитывая интеграционные процессы и единое таможенное пространство с той же Россией, где совсем недавно от запрета вейпов отказались, сделав выбор в пользу ужесточения регулирования? «Бездымка» дешевле: британские власти ценой мотивируют курильщиков отказываться от сигарет
Чего, к слову, в Казахстане не происходит даже с обычными сигаретами и другой табачной продукцией. Что уж говорить о нормах технического регулирования, про которые никто и не вспоминает.
Но даже если запрет на вейпы будет наложен, то не получится ли так, как сегодня это происходит в Казахстане с кальянами: запрет существует давно и повсеместно, что вовсе не мешает использовать кальяны во многих кафе и ресторанах, причем зачастую этот факт даже не скрывается?
А вот если бы данный закон соблюдался, да еще снова стали бы разрешены внеплановые проверки бизнеса на предмет исполнения ими законодательных норм, может, и не понадобилось бы никаких круглых столов и, как заявил пресс-секретарь Конференции католических епископов Центральной Азии Петр Пытлованы, «рассуждений на них о том, опасны вейпы или нет». Или объявления фетвы вейпам со стороны Духовного управления мусульман Казахстана, которые, в свою очередь, почему-то забыли сделать это в отношении сигарет.
Так же, как и национальная коалиция «За Казахстан, свободный от табачного дыма», представители которой перестали что-либо предлагать в отношении ужесточения традиционного сигаретного бизнеса, переключившись на вейпы.
— В Кодексе «О здоровье народа и системе здравоохранения» предусмотрены нормы по запрету продажи табачных и никотиновых изделий лицам в возрасте до 21 года, а с 1 июля 2021 года введен запрет даже на выкладку табачных изделий. Однако эти нормы сегодня не соблюдаются, плюс отмечается их территориальная, маркетинговая и финансовая доступность, — подтвердила и замдиректора департамента организации медицинской помощи МЗ РК Гульнар Сарсенбаева.
Астана