ВC Республики Казахстан: состояние и перспективы - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-6 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
ВC Республики Казахстан: состояние и перспективы

ВC Республики Казахстан: состояние и перспективы

В Послании Президента страны народу Казахстана было оглашено: "Мы не собираемся нападать на кого-то или удовлетворять чьи-то геополитические амбиции. У нас одна простая задача - мы должны создать условия для безопасного развития нашей страны в ближайший и среднесрочный период."

  • 9 Июня 2003
  • 1991
Фото - Caravan.kz

Действительно, это является одной из наиболее важных задач на настоящее время, и она может быть решена только при достаточно большом внимании государства к вопросам обеспечения вооруженных, сил как в материальном, финансовом, так и в идеологическом планах.
В соответствии с этим 10 февраля 2000 года указом Президента Казахстана была утверждена новая Военная доктрина Казахстана, давшая старт реформированию казахстанской армии.
Документами, которые дополнили новую Военную доктрину, стали Концепция военной реформы и Государственная программа военного строительства до 2005 года. И, если раньше Вооруженные силы Казахстана были сконцентрированы по периметру неустановленной границы, то в настоящее время, в связи с делимитацией границы, принято было решение разместить по направлениям. Так большое внимание уделено южному и западному направлениям. Созданы следующие военные округа — Южный, Восточный, Западный и Центральный, что не может не внушать уважение к Министерству обороны Казахстана, которое перешло от созерцания увядания отечественной армии к ее реанимированию.
Действительно, министерство обороны стало проводить реформу вооруженных сил, но при этом оно недостаточно много уделяет внимания необходимому повышению стандартов подготовки военнослужащих, финансовым и бытовым вопросам, в связи с этим можно с большой долей скептицизма обсуждать вопрос о том, что к 2010 г. вооруженные силы Казахстана будут на 50 % состоять из профессиональных военных.
Подобную точку зрения можно услышать и от иностранных экспертов. Так, по мнению Роджера Н. Макдермота — политического консультанта Центра международной безопасности при Абердинском университете (Шотландия), несмотря на участие страны с 1994 г. в программе НАТО «Партнерство во имя мира» и получившую широкую известность программу обучения казахстанского спецназа американскими инструкторами, вооруженные силы республики не отличаются высокой подготовкой и оснащенностью.
Если мы проанализируем ситуацию с финансированием вооруженных сил, то создается благоприятное мнение — финансирование повышается, и как логическое продолжение — повышение обороноспособности вооруженных сил. Так, если на 2000 год бюджетом было предусмотрено 16 747 425 тыс. тнг., то на 2001 год — 30 489 877 тыс. тнг., на 2002 год — 34 678 510 тыс. тнг., 2003 год — 44 002 427 тыс. тнг.

Но в основной массе финансовый поток уходит на обустройство военных округов, которые в связи с изменением дислокации воинских частей и общей реформы в вооруженных силах стали центрами, не только аккумулирующими в себе командный состав, но и, вбирающими в себя значительную долю финансирования, оставляя незначительное количество финансов на поддержание младшего офицерского состава.
В результате чего министерство обороны как и ранее испытывает нехватку офицерского состава. Это стало возможным по причине необустроенности быта офицерского состава, низкой заработной платы и падения престижа армии. Из вооруженных сил уходят кадровые офицеры, из-за нехватки профессиональных кадров, призывают на действительную службу сроком на 3 года офицеров запаса, имеющих лишь слабую теоретическую подготовку на военных кафедрах гражданских вузов. Они, как правило, становятся командирами низовых подразделений на уровне рота — взвод. Офицеры запаса не пользуются авторитетом среди кадровых военных и у подчиненного личного состава по причине отсутствия опыта руководства воинским коллективом.
В настоящее время обучение тактике и стратегии боевых действий в современных условиях ведется по устаревшим методикам, разработанным в советское время. По этим методикам действия армейских формирований отрабатываются уже после свершившегося факта, а не на упреждении действий вероятного противника, что в современной международной обстановке в центрально-азиатском регионе будет негативно влиять как боеготовность вооруженных сил, так и на успешность решений поставленных им задач.
Конечно, не все так плохо, как это представляется на первый взгляд. Можно привести пример обучения 150 казахстанских офицеров в российских военных учебных заведениях в 2002 году, и 250 — в 2003 году, но разве подобное количество офицерского состава сможет заполнить ту брешь, которая из года в год становится все больше и больше?
Как известно, 10 февраля 2003 года исполнилось три года с момента утверждения новой Военной доктрины Казахстана, в рамках которой началось коренное реформирование Вооруженных сил. Как следствие этого началось перевооружение, которое включает в себя не только модернизацию военной техники, но и оснащение армии новейшими образцами оружия, позволяющего вести эффективные боевые действия в различных условиях. Непонятно только, почему новую Военную доктрину не обеспечили финансовым вливанием.
Так в бюджетах на 2000 и 2001 года не заложено финансирование, направленное на модернизацию и приобретение вооружения и военной техники. Только в 2002 появилась подобная статья, в 2003 уже заметен рост финансирования.

Создается впечатление, что военная доктрина и финансовое подкрепление разрабатывались в разных ведомствах, не знающих друг о друге ровным счетом ничего. Вполне вероятно, что пока не было явной опасности суверенитету Казахстана, новая Военная доктрина оставалась бы декларативным документом. В результате среди нового вооружения казахстанской армии присутствуют лишь опытные образцы, основу же материально-технической базы составляет морально устаревшее советское вооружение и техника, которая осталась от Среднеазиатского военного округа СССР.
Но зачем дожидаться грома, чтобы потом судорожно креститься?
В настоящее время, в связи с ростом напряженности в Центрально-азиатском регионе становится очевидным актуальность проведения военных реформ.
Это обусловлено несколькими факторами.
Во-первых, рост международного терроризма, который не имеет географических границ и против которого неэффективны крупномасштабные военные операции.
Во-вторых, изменилась ситуация в Центрально-азиатском регионе — очаги напряженности начали возникать в соседних и сопредельных с Казахстаном странах.
Однако если в настоящее время не будут решены проблемы, связанные с кадрами командного состава, использования устаревших методик военной подготовки, устаревшего вооружения и материально-технической базы, то было бы наивным ожидание высокого профессионализма от казахстанской армии в решении вопросов национальной безопасности.