Первое — это успешно завершается акция по легализации имущества в Казахстане. Всего на текущий момент легализовано 4,6 трлн тенге, в том числе имущества на 1,8 трлн тенге, денег – 3,3 трлн тенге (текущий — 332,88/$1), сообщает Интерфакс.
Второе — запуск в эксплуатацию модернизированного функционала веб-портала государственных закупок. В настоящее время весь процесс государственных закупок, включающий планирование, объявление о закупке, проведение процедуры, выбор поставщика, заключение и исполнение договора, проводится посредством веб—портала. Проведение закупок в электронном формате обеспечивает максимальную прозрачность, что способствует минимизации коррупциогенности и эффективному использованию средств. Автоматизация процесса позволила увеличить конкуренцию и условную экономию.
В текущем году в рамках комплексного плана приватизации выставлено и продано рекордное количество объектов (выставлен 551 объект, продано — 383 объекта на общую сумму 102 млрд тенге).
В уходящем году реализация программы "Нурлы жол" способствовала оживлению экономики. Это мы, как министерство финансов, видим по росту налоговых поступлений в бюджет.Только за 11 месяцев текущего года в госбюджет поступило 5,8 трлн тенге. Сумма перевыполнения по госбюджету составила 396 млрд тенге, по республиканскому — 255 млрд тенге и местному —- 141 млрд тенге.
За 11 месяцев этого года мы имеем прирост по доходам госбюджета к аналогичному периоду прошлого года на 31,8% (1,398 трлн тенге), по республиканскому — на 41,1% (1,195 трлн тенге) и местному — на 13,6% (на 203 млрд тенге).
В целом доходы госбюджета исполнены на 107,3%‚ республиканского — на 106,6% и местного — на 109‚1%. По итогам года мы ожидаем значительное перевыполнение налоговых поступлений — порядка 250-300 млрд тенге.
Еще одно важное событие — в июне 2016 года Республика Казахстан снята с процедур усиленного мониторинга ЕАГ (Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма – ИФ-К). Усиленный мониторинг фактически означал снижение инвестиционной привлекательности страны для иностранных инвесторов, задержку платежей по некоторым экспортным контрактам.
Оценочным визитом Исполнительного директората Контртеррористического комитета Совбеза ООН в Астану в текущем году был отмечен прогресс Казахстана в части внесения изменений и дополнений в законодательство Казахстана по реализации международных стандартов ФАТФ, а также значимость проводимой комитетом финансового мониторинга министерства финансов работы по приведению национального законодательства международным стандартам ФАТФ.
Исполнительный директорат Контртеррористического комитета Совбеза ООН предложил рассмотреть возможность участия экспертов комитета финмониторинга МФ в различных форумах на площадках ООН в качестве спикеров, как элемент технического содействия для других стран.
В 2017 году в целях обеспечения бюджетной стабильности мы продолжим работу по улучшению качества составления бюджета, включая прогнозирование доходов и распределению расходов. В части выработки новых подходов в бюджетировании упор будет делаться на достижении большего эффекта за меньшие деньги. Мы планируем это делать за счет элементов ГЧП‚ госгарантий и поручительств. Кроме того, большая задача стоит по переводу планирования бюджета на метод начисления. Этот метод даст ответы на следующие вопросы: хватит ли денег в будущем? Эффективны ли сейчас расходы? Можно ли увеличить долги?
Такие подходы мы планируем воплотить в новом Бюджетном кодексе, который сейчас разрабатывается министерством. Кроме того, в 2017 году мы продолжим работу по разработке нового Налогово-таможенного кодекса.
В части управления активами министерством финансов в 2017 году будет продолжена работа по разгосударствлению экономики. В первую очередь, речь идет о продолжении второй волны приватизации. Всего к 2020 году присутствие государства в экономике сократится до 15%.