"Ваша мечта сбылась": как авиакомпания FlyArystan "долеталась" до громкого суда - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Ваша мечта сбылась": как авиакомпания FlyArystan "долеталась" до громкого суда

"Ваша мечта сбылась": как авиакомпания FlyArystan "долеталась" до громкого суда

По пять миллионов тенге в качестве компенсации за нанесение морального вреда каждой и еще 241 980 тенге материального ущерба на двоих потребовали от авиакомпании FlyArystan алматинки Эмина Кужамуратова и Дана Меирбекова. Прайс-лист расходов, фото- и видеодоказательства, включая показания свидетелей, прилагаются.

  • 15 Февраля 2023
  • 26530
Фото - Caravan.kz

В минувшую пятницу потерпевшие попытались договориться в суде о мирном разрешении спора: вы нам – компенсацию, мы – отзываем иск. Попытка договориться успешно провалилась. Юрист авиакомпании (судя по видеоотчету) не успел ознакомиться с иском. Он сразу заявил, что компания иск не принимает: «Пассажиры опоздали на регистрацию… Надо по времени смотреть, когда они прибыли. Предварительная информация, что они опоздали», сообщает медиа-портал Caravan.kz.

Стоп! Почти полтора года прошло. Фото- и видеорепортаж потерпевших с места события есть. Есть и показания свидетелей. Все это приложено к заявлению в суд. Какая еще нужна «предварительная информация»?

Дана Меирбекова: «Мы не раз к вам обращались. Вы всегда посылали нас в суд. Ваша мечта сбылась»!

Справка «Каравана»

В чате «Пострадавшие от FlyArystan» сотни пассажиров. Среди них люди искусства, бизнесмены, депутаты мажилиса, рядовые граждане.

Судья после короткой перепалки вздохнула, выдержала паузу и:

— Стороны не согласны на медиативное соглашение. Миром не закончите?..

— (мрачная тишина).

— Понятно…

 

Уже никто никуда не летит. История конфликта

16 октября 2021 года алматинки Дана Меирбекова и Эмина Кужамуратова купили билеты на рейс компании FlyArystan Алматы — Актау — Кутаиси и обратно. Прилетели в Актау 21 октября. И почти 15 часов торчали в порту в ожидании вылета. За 20 минут до окончания регистрации им не выдали посадочные талоны на том основании, что пассажирки якобы опоздали на регистрацию.

Дальше – цитаты из досудебной претензии Меирбековой и Кужамуратовой  к авиакомпании: «До этого мы два с половиной часа пытались пройти онлайн-регистрацию, но ничего не вышло. В результате были вынуждены приобрести билеты на рейс в Тбилиси у компании SCAT, хотя нас ждали в Кутаиси. У нас сорвались важные переговоры с грузинскими коллегами по вопросам культурного сотрудничества под патронажем Администрации Президента РК и министерства культуры Грузии… Мы понесли значительные личные расходы».

Если вы думаете, что на этом все проблемы двух алматинок закончились – то вы ни разу не летали FlyArystan. Авиакомпания предложила им «продолжение банкета».

Опять цитирую претензию. «На обратном пути 31 октября 2021 года FlyArystan прислала уведомление, что в связи с оптимизацией маршрутной сети (что это такое? – Ред.) наш рейс КС 7176 Актау — Алматы перенесен с 31.10.21 в 22.50 на первое ноября – на 06.40… Мы прилетели в Актау утром в полдевятого. В аэропорту находились 22 часа 10 минут без еды, воды и возможности поспать и умыться. Мы, транзитные пассажиры, были вынуждены почти сутки находиться в аэропорту без удовлетворения своих законных прав на питание и ночлег… Больше половины пассажиров, летевших этим рейсом в Алматы, были брошены на произвол судьбы».

Справка «Каравана»

Согласно Правилам перевозки пассажиров, «При отмене или задержке рейса по вине перевозчика перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и промежуточных пунктах следующие услуги:

Предоставить комнату матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет. Два телефонных звонка (в том числе по международным линиям связи) продолжительностью не более пяти минут или два сообщения по электронной почте при ожидании рейса более двух часов. Обеспечить прохладительными напитками при ожидании рейса более двух часов. Горячим питанием при ожидании рейса более четырех часов и далее – через каждые шесть часов в дневное время. Через каждые восемь часов – в ночное время. Размещение в гостинице, предоставляемой перевозчиком, при ожидании рейса более восьми часов. Доставку транспортом, предоставляемым перевозчиком от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы».

Все эти услуги предоставляются БЕСПЛАТНО.

К сожалению, не все пострадавшие от FlyArystan знают об этом.

 

Более того, при отмене или задержке рейса по вине перевозчика на срок свыше десяти часов перевозчик обязан по выбору пассажира или обеспечить доставку потерпевшего ближайшим рейсом до пункта назначения, указанного в билете, или вернуть ему полную стоимость билета.

Кстати, в ответе Министерства индустрии и инфраструктурного развития на запрос редакции сказано, что: «При задержке перевозки пассажира по вине авиакомпании последняя выплачивает пассажиру штраф в размере 3 % от стоимости билета за каждый час задержки, если она не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы».

Нестыковки от FlyArystan

Если верить «опоздавшим» Кужамуратовой и Меирбековой, в последний момент им сообщили, что все билеты на рейс Актау — Кутаиси проданы. Отлично! Если так – включаем логику. Если пассажирки опоздали на регистрацию на 20 минут и свободных мест больше нет, то в какое время и кому успели продать билеты на их места? Формально-то регистрация закончилась? Или для кого-то персонально она еще была открыта?

Когда и кому были проданы последние билеты? FlyArystan: авиакомпания, которая любит деньги, а не музыку

Второй вопрос: регистрация фиксируется автоматически. Эта информация сохранилась в базе данных FlyArystan и аэропорта Актау? В самолете 180 посадочных мест. Сколько осталось свободных? Много ли пассажиров летает в Кутаиси в конце октября? Есть статистика?

Третий: согласно ответу Министерства индустрии и инфраструктурного развития потерпевшим Кужамуратовой и Меирбековой «установлено, что на вышеуказанном борту вылетели 72 пассажира и два ребенка в возрасте до двух лет. На момент вылета было 108 свободных мест». И там же отмечено, что «пассажир прибывает в аэропорт для регистрации не позднее чем за 40 минут до вылета воздушного судна».

НЕ ПОЗДНЕЕ — заметили?!

Бинго! Выходит, FlyArystan устанавливает какие-то собственные правила игры помимо действующих правил и законов?

 

Разворот не по-примаковски

В марте 1999-го российский премьер-министр Евгений Примаков летел на переговоры в Вашингтон. И тут ему сообщают, что американская авиация начала бомбить Югославию – без санкции Совбеза ООН. Глава российского правительства понял, что его визит легализует эти бомбежки. И дал экипажу самолета команду возвращаться в Москву. Разворот над Атлантикой, вошедший в анналы мировой дипломатии, потом назвали «петлей Примакова»…

А вот пример другого разворота: 31 декабря 2022 года FlyArystan выполняет рейс Алматы — Костанай. Старт по расписанию – в 12.10. Но вскоре борт развернулся. И совершил посадку в аэропорту южной столицы. Почему?

Сначала представители авиакомпании пояснили разъяренным пассажирам, что «по техническим причинам». Потом, что: «В течение происходящего летное время экипажа вышло». А мобилизовать другой экипаж «не было возможности». Поэтому и «было принято решение об отмене рейса».

Позже флайарыстановцы предложили возмущенным гражданам отмененного рейса либо вернуть стоимость билетов, либо перебронировать их на альтернативные рейсы. И предоставили неулетевшим напитки и питание. Ага, люди летели встречать Новый год с семьями и друзьями – а тут такой «подарок»! «Тогда организуйте нам Новый год прямо здесь!», — кричали клиенты FlyArystan. Правда, Деда Мороза со Снегуркой никто тогда не требовал.

Но тут возникают естественные вопросы.

Если были неизвестные пока «технические причины», то как этому борту вообще разрешили взлет? Кто именно? У каждого такого случая есть имя, фамилия, отчество, должность и место работы.

Все члены экипажа проходят положенные предполетные процедуры. А в компании до этого никто не подозревал, что «летное время экипажа вышло»? Там должны быть специально обученные люди, которые должны знать, кто из пилотов сколько часов налетал за неделю и месяц? Понятно, что пилоты заинтересованы в большем летном времени – это же гонорар! А кто-то дал им на это «добро»? Повторяю, У каждого такого случая есть имя, фамилия, отчество, должность и место работы.

В какой момент и кто именно запретил экипажу продолжать полет?

Была ли у экипажа возможность завершить рейс благополучно даже в такой ситуации? Вопрос риторический, но когда на кону жизни людей?..

Случались ли подобные ситуации в нашем воздушном пространстве прежде?

Эти вопросы не только к руководству FlyArystan. Они – и Комитету гражданской авиации, и к начальникам аэропортов, и к «маме» FlyArystan – авиакомпании «Эйр Астана».

Конечно, мы и дальше будем летать. Но хочется, чтобы FlyArystan работала в рамках законов Республики Казахстан, а не по своим сложносочиненным правилам. Видимо, там забыли главный аргумент рынка: «Клиент всегда прав»!

Забыли пристегнуть ремни благоразумия?