О причинах буллинга в школах, о том, как разрешить проблему или справиться с ее последствиями, корреспонденту Caravan.kz рассказала психолог городского перинатального центра Алматы Гульнара Дощанова.
— Из-за чего между детьми в школе возникают конфликты?
— Если говорить о причинах конфликта в школе, то их много. Но самая распространённая причина школьных конфликтов — это борьба за лидерство, в которую вовлечены 2-3 лидера и их группировки. Обычно еще есть конфликтные ситуации, которые складываются между группами мальчиков и девочек. Также возможно противостояние одного или нескольких подростков всему классу. В детско-подростковой сфере немного сильнее, чем среди взрослых, проявляется чувство стадности, склонность к немотивированной жестокости и травле сверстников. Стремясь к лидерству, подростки демонстрируют свое превосходство, цинизм, жестокость, безжалостность. Школьные конфликты в подростковой среде связаны с возрастными особенностями, поскольку именно в этот период формируются морально-этические критерии оценки сверстников и связанные с этим требования к поведению. Очень сильно выражен буллинг в начале учебного года, когда мальчики энергично борются за место в групповой иерархии. Позже, когда этот процесс завершен и иерархия оформлена, буллинг ослабевает. Каждый знает свое место.
— Как поступить, если вы узнали, что ваш ребенок подвергается травле в школе?
— Буллинг в школе — это травля и агрессия по отношению к одному из учеников. Дети преследуют какого-либо сверстника и издеваются над ним. Лучшая мишень для них – это ребенок, неспособный дать отпор и рассказать о проблеме взрослым. По косвенным признакам вы можете определить, травят вашего ребенка в школе или нет. Обратите внимание на своего ребенка: если у него плохой аппетит, он стал раздражительным, не хочет идти в школу, у него повысилась тревожность, он не спит, появилась отчужденность — то у него неприятности. Если вы заметили что-то необычное, поговорите с ребенком и осторожно выясните причины. Чтобы подросток рассказал все, не смущаясь, надо выстроить доверительные отношения, не осуждать, не ругать и не упрекать. После всего подключайте психолога, который определит проблемы и поможет их решить.
Спокойно поговорите с ребенком
- Скажите ему, что он не виноват в случившемся.
- Не осуждайте.
- Поддержите его.
- Не заставляйте идти в школу и разбираться с агрессором силой.
- Подключите к проблеме классного руководителя или завуча школы.
- Обратитесь к школьному психологу, если ребенку требуется помощь.
- Старайтесь больше говорить со своим ребенком, чтобы он не ощущал одиночества.
- Не обесценивайте проблему.
— Стоит ли обратиться в полицию в случае буллинга в отношении ребенка со стороны его сверстников школе?
— Монстров могут воспитать родители, которые привыкли унижать и наказывать детей. Часто буллером становится тот, кто в семье является жертвой и терпит издевательства от старших. Агрессорами могут стать подростки-одиночки, обделенные вниманием со стороны взрослых. Ребенок чувствует себя никому не нужным, накапливаются обида и злость, которые он потом вымещает на других.
Если говорить о том, стоит ли обращаться в полицию, то есть такие тяжелые случаи, когда бьют до нанесения тяжких телесных повреждений, в таких случаях обязательно надо обращаться в полицию. С 16 лет перед законом придется отвечать по-взрослому. Часто агрессорами становятся те, кому 14 и меньше лет. С 14 лет наступает личная ответственность подростка лишь по некоторым пунктам УК РК. А вот когда ребенку не исполнилось еще 14 лет,
то всю ответственность несут родители агрессора.
Когда буллинг укрепляется в обществе, справиться с ним сложнее — нужно приложить очень много усилий, чтобы избавиться от него. Мы должны помогать детям. Но многие взрослые так не думают. И есть отличие в том, что думают о буллинге взрослые и что о нем думают дети. Мы должны влиять на жизнь детей.
Закон для самокатчиков написан, но есть ли от него толк
— Какие меры должны принять государство и система образования, чтобы решить проблему буллинга?
— Буллинг — это выученное поведение, а поведение можно изменить. Это поведение, которому учатся. Это инициатива не на год и не на два, а навсегда, чтобы обеспечивать профилактику буллинга. Необходимы законодательные меры и, опять же, в первую очередь не в отношении вершины пирамиды буллинга, нацеленные не на то, в чем непосредственно проявляется буллинг, а направленные на первопричины: развитие психологического просвещения (как родителей, так и учеников). Необходимо повышение уровня образования педагогов-психологов, обеспечение их более комфортными условиями труда и профилактическими (против выгорания) возможностями.
Нужно внести изменения в Кодекс РК об административных правонарушениях и ввести ответственность за неуведомление руководителя образовательной организации о случаях буллинга и кибербуллинга в отношении участника образовательного процесса. Нужно создать службы социальной реабилитации и примирения в школах для предотвращения конфликтов и противостояний между учащимися. Конфликтные ситуации плохо сказываются на психическом состоянии и настроении всех, кто втянут в противостояние. Они вызывают стресс, который может привести к различным серьезным заболеваниям. Следовательно, профилактические работы не только улучшат психологическую атмосферу в школьной среде, но и положительно повлияют на физическое здоровье учителей и школьников.
— Каковы же последствия, если не предотвращать факты буллинга?
— Ребенок начинает думать, что он никчемный и никому не нужный, он теряет веру в себя и в свои силы. Став взрослым, такой человек не сможет добиться успехов в жизни. Минусы очевидны:
1. Потеря доверия к окружающим, включая и родителей.
2. Ребенок из жертвы может превратиться в агрессора, выбрав для этого более слабого.
3. Доведенный до отчаяния ребенок может совершить суицид.
4. Снижается самооценка.
5. Склонность к депрессиям и другим видам зависимостей.
Последствия тяжелые, поэтому ситуацию всегда надо отслеживать и быть готовыми помочь своему ребенку.