Об этом сообщает медиа-портал Caravan.kz со ссылкой на «Фергану».
По материалам издания, в Бишкеке работают над проектом Исламского культурного центра (ИКЦ), спонсируемого Саудовской Аравией. В своем материале журналист «Ферганы» Аликбек Маматаев называет это государство «центром ваххабитской идеологии».
Журналист приводит несколько причин для строительства ИКЦ и вариантов дальнейшего развития событий.
«В мае 2015 года тогдашний столичный градоначальник Кубанычбек Кулматов встретился с Аль-Жумой (послом Королевства Саудовская Аравия в Кыргызстане – прим.ред.) и обсудил вопрос о перспективах строительства центра. Посол тогда вкрадчиво отметил, что «неправильно считать, что центр будет предназначен только для мусульман. Он для всех граждан», — пишет Маматаев.
По словам Кадыра Маликова, кыргызстанского религиоведа, ИКЦ не следует рассматривать как центр радикализма:
«Я понимаю, что многих сейчас волнует вопрос о том, что могут распространяться радикальные течения исламизма. Если центр будет контролироваться на государственном уровне, то этого можно избежать», — сказал он.
Однако журналист «Ферганы» отмечает, что сам Кадыр Маликов поддерживает развитие и распространение идей религиозного движения «Таблиги Джамаат» на государственном уровне.
«Государство не всегда хочет, а зачастую и вовсе не в силах контролировать распространение религиозных идей радикального характера, которые вытекают как раз-таки из подконтрольной государству религиозной ветви. Так что все эти рассказы о том, что работу новоявленного Исламского культурного центра власти возьмут под контроль, на деле являются лишь пустыми словами», — пишет Маматаев.
Репортер «Ферганы» говорит о том, что после развала СССР в страны СНГ устремились проповедники радикального ислама:
«В страны СНГ ринулись сотни и тысячи проповедников ислама радикального толка, прошедших обучение в исламских школах Саудовской Аравии, Пакистана, Египта и других далеко не благополучных стран. Материальная помощь шла именно со стороны арабских государств. Идеи ваххабизма стали быстро распространяться, причем не без материальной заинтересованности: есть данные о том, что каждый вступивший в ряды ваххабитов получал разовую помощь в 500-800 долларов США (по тем временам большие деньги для нищих постсоветских граждан)».
Маматаев пишет о том, что появление радикализма в Кыргызстане может угрожать и странам-соседям. Несмотря на то, что создание самого ваххабитского центра в этих странах пока невозможно:
«Понятно, что создание подобного «культурного» центра невозможно в соседних Узбекистане, Казахстане или Таджикистане, где с религиозными радикалами особо не церемонятся. Поэтому аравийские ваххабиты нашли поддержку в лице властей Кыргызстана, а уже отсюда можно будет засылать обученных салафитов в другие страны.
Данный центр в перспективе станет региональным источником распространения не свойственной странам Средней Азии салафитской идеологии, что в дальнейшем приведет к радикализации верующих.
Деятельность ИКЦ напрямую повлияет на религиозную ситуацию в сопредельных странах, в том числе путем вытеснения сторонников традиционного для региона ханафитского мазхаба. Одновременно увеличится поток радикальных миссионеров в близлежащие регионы и осложнение на этой почве отношений с соседними странами».