Еще семь лет добавилось к сроку заключенного, который, сидючи на зоне, пополнял баланс своего мобильного телефона за счет доверчивых граждан.
Представляясь директором некой фирмы «Мобил+», он сообщал абонентам о выигрыше квартиры. Для ее получения требовалось сообщить номера карт мгновенной оплаты сотовой связи.
К сожалению, пока это единичный пример наказания такого рода афер.
На сегодняшний день ситуация на рынке смс-оплат складывается двойственная. И это относится ко всем без исключения казахстанским сотовым операторам. С одной стороны, действительно, оператор сотовой связи не может исполнять функции правоохранительных органов. У него нет полномочий ловить жуликов и возвращать отданные им наивными гражданами средства.
С другой, любые расчеты посредством смс давно уже запрещены во многих цивилизованных странах (например, в Канаде), так как открывают простор для различного рода махинаций. И не обязательно это попавшие в аварию «родственники», ложные призы и подарки, компьютерные вирусы или «немецкие капитаны», которые «разводят» одиноких, жаждущих семейного счастья женщин.
Хитростью является даже стоимость «честной» смс — той, которая оплачивает выделение анкеты на сайтах знакомств, смайлик на «одноклассниках», покупку мелодий и гороскопов и т.д. Ведь каждый из операторов прибавит к заявленной цене еще как минимум столько же. Сколько точно сразу и не узнать. На сайте операторов информации, как правило, не найти. Нужно звонить в службу поддержки и спрашивать, сколько стоит смс на такой-то короткий номер.
Справедливости ради стоит отметить, что отечественные сотовые операторы сами обеспокоены активностью мошенников. И вроде бы даже готовят ревизию всех контент-провайдеров, хотя те в свою очередь могут перепродавать номера другим лицам, что усложняет подсчет и упорядочивание.
Тем не менее, тенденция налицо. Российская «МТС» не только запросила от провайдеров регистрационные данные юрлиц и паспортные — физлиц, но и начала штрафовать тех провайдеров, на смс-услуги которых поступало немало жалоб. Таких оказалось четырнадцать.
Штрафы, как сообщается, составили до 90 процентов от месячных доходов провайдеров, которые те заработали на своих смс-сервисах. Суммы были оглашены впечатляющие — каждый нарушитель выплатил до 60 тысяч долларов.
Кроме того, если абоненты собираются отправить смс на один из «провинившихся» номеров, они получают сообщение от оператора с указанием полной стоимости услуги. К слову, в пресс-службах «Мегафон» и «Билайн» уже сообщили, что скоро последуют за примером «МТС». Мера это, правда, временная… Хотя лучше так, чем вообще никак.
Наши же операторы пока просто призывают абонентов при столкновении со случаями мошенничества занимать активную гражданскую позицию и подавать заявления в правоохранительные органы. К сожалению, органы тоже не имеют достаточного опыта и оснащения для борьбы с киберпреступностью.
В России жалобщикам на смс-разводки и вовсе пытаются дать, как говорится, от ворот поворот, еще на стадии приема заявления в милицию. Мол, никто же вас не заставлял на смс отвечать — в «лотерее» или переписке вы участвовали добровольно.
Как считают специалисты, единственно верным решением может стать обязательное введение подтверждения реальной суммы при совершении платежа. Вторым шагом должна стать «массовая посадка» спамеров и аферистов. Отследить цепочку платежей до конкретного получателя на самом деле не так сложно — было бы желание.
Почему же операторы под давлением недовольной общественности все-таки не отказываются от предоставления коротких номеров контент-провайдерам? Потому что это выгодный бизнес, и наше законодательство не запрещает операторам этим заниматься. Предоставление номера может стоить до 50 тысяч (!!!) долларов, у каждого оператора в среднем от 500 таких провайдеров, до 70 процентов от стоимости смс идет в доход оператору сотовой связи.
Если умножить стоимость предоставления номера на количество контент-провайдеров, то выходит, что только на предоставлении коротких номеров оператор зарабатывает 25 миллионов долларов.
Прибавьте сюда ежемесячный доход от смс. Даже если возьмем тысячу долларов с каждого контент-провайдера, то суммарно получается полмиллиона долларов в месяц, шесть миллионов долларов в год… В России речь идет о десятках тысяч долларов ежемесячного дохода провайдеров.