“В жизни больше счастливых страниц!” - Караван
  • $ 511.22
  • 540.05
+3 °C
Алматы
2024 Год
30 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
“В жизни больше счастливых страниц!”

“В жизни больше счастливых страниц!”

Карьера гимнастки из Казахстана Натальи Ильенко получилась яркой, но короткой. За три года – с 1981-го по 1984-й – она выиграла три золотые медали на чемпионатах мира, стала абсолютной чемпионкой СССР. Но выступить на Олимпиаде-84, к которой Ильенко самозабвенно готовилась несколько лет, ей не дали – руководство Советского Союза решило бойкотировать Игры в Лос-Анджелесе.

  • 27 Мая 2011
  • 1302
Фото - Caravan.kz

Родители учили меня упорству

 Потеряв мотивацию, Наталья завершила карьеру. На тот момент ей было всего 17 лет. Но, как это часто случается в спорте, нереализованные мечты бывшие спортсмены пытаются воплотить в своих учениках. Сегодня Ильенко готовит британских гимнасток к Олимпиаде-2012, она пройдет в Лондоне – городе, который давно стал для нее домом.

– Наталья, вы появились на помосте в тот момент, когда достигла пика популярности другая наша знаменитая гимнастка – Нелли Ким…

– Мне повезло, что в сборную СССР я попала в 1979 году, когда она еще выступала, и мы немного потренировались вместе. Ким готовилась с командой к Московской Олимпиаде, а я была запасной. Конечно, Нелли была для меня примером в гимнастике. Мы время от времени встречаемся на соревнованиях (Ким возглавляет технический комитет Международной федерации гимнастики. – Прим. автора).

– А кто был для вас примером в жизни?

– Мои родители. Они учили меня упорству, не бояться трудностей. От отца мне досталось трудолюбие. Сейчас родители живут в Подмосковье.

Отец говорил, что спорт – это не навсегда

– Когда на Спартакиаде народов СССР в 1979 году вы заняли место в конце второго десятка, не возникло сомнений в своих перспективах?

– Нет. Моим главным желанием в жизни было выступить на Олимпиаде. А для того чтобы попасть в олимпийскую команду, надо было пройти множество других стартов – как внутренних, так и международных. Каждое соревнование было ступенькой к достижению вершины. Поэтому у меня и в мыслях никогда не возникало желания сойти на полпути. Конечно, было тяжело. В сборной СССР было собрано около двадцати девочек, и каждая была достойна места в команде. Мы проходили своеобразный тест на выживание – стоило допустить ошибку, и твое место могла сразу занять другая гимнастка. При этом надо было еще успевать учиться и сдавать экзамены.

– Вы долго посещали общеобразовательную школу?

– До чемпионата мира 1981 года. После этого меня перевели в спортивный интернат в Алма-Ате, и я получила возможность тренироваться два раза в день. На сборах же мы вообще занимались ежедневно по три раза. Тогда к нам на базу приезжали учителя, и с восьми часов вечера до десяти у нас были школьные занятия.

– Ваш тренер Наталья Цапенко рассказывала в интервью “Каравану”, что дома вам могло влететь и за четверки…

– Мой отец всегда считал, что спорт – это не навсегда, а без хорошего образования никакой престижной работы не получишь. Поэтому учебе в нашей семье всегда уделялось большое внимание. Не случайно Казахский институт физкультуры я окончила с красным дипломом.

Британская болельщица казахстанской звезды

– На мировом первенстве в Москве в 1981 году вы выиграли золото не только в командном первенстве, но и в вольных упражнениях. Видели потом запись своего выступления?

– Да. У меня есть записи многих моих стартов. Уже в Лондоне со мной связалась одна девушка-англичанка. Сказала, что является моей болельщицей. У нее был целый видеоархив соревнований с моим участием, который она мне подарила. Это было так здорово!

– Звучит довольно странно, но впервые чемпионкой СССР вы стали, уже имея три победы на чемпионатах мира…

– Чемпионат СССР выиграть было труднее, чем мировое первенство. Поэтому своей медалью с союзного чемпионата я горжусь не меньше, чем с мирового.

Кто во Франции, кто – в Израиле…

– Острейшая конкуренция… Это не мешало отношениям внутри сборной СССР?

– Мне кажется, что нет. Конечно, когда в команде много народу, кто-то тебе ближе, и наоборот. Но мы делали одно дело и всегда поддерживали друг друга.

– Сейчас удается общаться?

– Поддерживаем отношения с Татьяной Аржанниковой (белорусская гимнастка, чемпионка мира-78 в команде. – Прим. автора), она сейчас работает тренером в Израиле. Получала новости от тренера Ольги Мостепановой (трехкратная чемпионка мира. – Прим. автора), когда тот работал в Англии. Ольга Бичерова (абсолютная чемпионка мира-81. – Прим. автора) живет и работает во Франции. Жизнь всех разбросала, в бывшем Союзе никого почти не осталось.

Отнятая Олимпиада

– Главной вашей спортивной мечтой была Олимпиада. Что испытывает человек, у которого отнимают его мечту?

– Это было очень большим разочарованием. Мы сделали все, что от нас зависело, но кто-то решил, что мы на Олимпиаду не поедем. Для многих из нас это был единственный шанс в жизни. Ни Наташа Юрченко (абсолютная чемпионка мира-83. – Прим. автора), ни Мостепанова, ни Бичерова, ни я так и не выступили на Олимпиаде. По сути, то решение поставило крест на карьере всех наших девчонок. Из того состава до Игр-88 дотянули только Лена Шушунова и Оксана Омельянчик, но они были моложе нас. Вместо Олимпиады-84 для спортсменов соцстран были организованы альтернативные Игры в чехословацком Оломоуце. У меня хранится золотая медаль с тех соревнований, но это все же не олимпийская награда. Мы смотрели Олимпиаду-84 по телевизору и понимали, что если бы были в Лос-Анджелесе, то победили бы там.

– В 1984 году вы выиграли абсолютное первенство СССР, но в Оломоуце остались без медалей на отдельных снарядах. Не было необходимого настроя?

– Для меня само попадание в финалы было большим достижением. Конечно, выиграть медаль было бы здорово, но я осталась довольна своим выступлением – прошла все снаряды ровно, без грубых ошибок.

Выбора не было

– Принимать решение об уходе из спорта вам пришлось очень рано – в 17 лет…

– И оно далось мне нелегко. Практически вся моя жизнь прошла в зале, и все, что я знала и умела, было связано с гимнастикой. Но другого выбора у меня не было. Чемпионаты мира, Европы, СССР для меня не представляли большой важности – все это я уже испытала. Какой смысл проходить все это заново?

– Чем начали заниматься?

– После того как я закончила тренироваться, гимнастика как таковая перестала для меня существовать. Я открыла новую страницу в своей жизни – поступила в институт, встречалась с друзьями, немножко работала в зале. Мне кажется, что мои тело и ум были измождены спортом. На то, чтобы снова вернуться к гимнастике, мне понадобилось года три.

– Подход к тренировочному процессу в СССР и Англии сильно отличается?

– Да, здесь все по-иному. У нас тренировки проходили в строгом режиме, тренеры могли повысить голос. Здесь, в Англии, такого нет. И мне кажется, что это отражается на результатах. Думаю, без Натальи Константиновны (Цапенко. – Прим. автора) я бы ни­когда не стала чемпионкой мира. В Англии я наслаждаюсь работой, мне доставляет удовольствие видеть, когда девочки выучили новый элемент или что-то улучшили в своей программе.

Из Алма-Аты – в Лондон

– Вас ведь Наталья Константиновна отправила в Англию в начале 90-х немного подзаработать?

– Немного не так. В Казахстане у меня была достаточно хорошая зарплата. Я немного подрабатывала тренером, а также выступала в гимнастическом театре у Михаила Воронина, с которым мы часто выезжали с различными шоу за границу. Однажды я увидела в зале новую девочку, которая занималась у Натальи Константиновны. Оказывается, она приехала в Алма-Ату из Лондона на три месяца, остановилась у родственников. Мы завели разговор с ее отцом, и он спросил меня, соглашусь ли я поработать в Англии, если получу предложение? Я ответила, что, наверное, да. Уже недели через две-три такое предложение поступило. Для начала поехала на шесть месяцев. Первые полгода были очень трудными – хотя я учила английский язык в школе и институте, здесь ничего не понимала. Однако срок пролетел быстро, и директор клуба предложил мне остаться еще на один год. Так потихоньку жизнь начала меняться. Вскоре я познакомилась со своим мужем, у нас появился ребенок.

– Вы, кстати, успели еще выступить за сборную Великобритании. Правда, не по гимнастике, а по аэробике…

– Все началось как хобби, а затем превратилось в большой спорт. Я была чемпионкой Великобритании по аэробике, выступала на чемпионатах мира. Атмосфера в аэробике иная, чем в гимнастике. Жалею только, что подключилась поздно – в 27 лет.

“Старалась научить сына русскому языку”

– Своего сына, которому сейчас десять лет, вы назвали Максимом…

– Это очень удобно. В Англии его зовут Максом, а мои родители Максимом.

– Он говорит по-русски?

– Совсем чуть-чуть. Я старалась научить его русскому языку, но здесь все-таки английская среда – друзья, школа, телевизор.

– Олимпиада-1984 осталась самым грустным моментом в вашей карьере. А какой эпизод был самым счастливым?

– Даже затрудняюсь ответить. Счастливых моментов было гораздо больше, чем грустных.