Заключительная неделя восьмого раунда межсирийских переговоров начинается в Женеве. Дискуссии, как ожидается, продлятся до 15 декабря. Многое будет зависеть от вернувшейся в Женеву делегации правительства Сирии, которая пока хранит молчание, передает ТАСС.
Участники и формат
10 декабря в Женеву после восьмидневных консультаций в Дамаске прибыла делегация правительства Сирии во главе с постпредом страны при ООН Башаром Джаафари. Представители правительства отсутствовали в течение второй недели раунда, поэтому спецпосланник генерального секретаря ООН по Сирии Стаффан де Мистура проводил встречи только с оппозицией.
Перед отъездом из Женевы 2 декабря Джаафари заявил, что переговоры с оппонентами правительства остаются невозможными, пока они не откажутся от требования немедленного ухода президента Башара Асада. Оппозиция за предыдущую неделю не убрала соответствующего пункта из коммюнике объединительной конференции в Эр-Рияде, однако в делегации настаивают, что не выдвигают предварительных условий.
Переговоры, скорее всего, вновь пройдут через посредника. Де Мистура не раз отмечал, что переход к прямым контактам — одна из главных задач в Женеве, однако на брифинге 7 декабря не объявлял о каком-либо изменении формата. Джаафари по прибытии в Женеву 10 декабря оставил без ответа вопрос о том, готова ли делегация правительства к прямым переговорам.
Повестка
Де Мистура перед началом раунда заявил, что намерен сосредоточить обсуждения на вопросах разработки конституции и проведения выборов. Основой для дискуссий остается рабочий документ, известный под названием "12 принципов де Мистуры", где собраны общие принципы сирийского урегулирования. Речь идет о базовых принципах, таких как приверженность территориальной целостности Сирии, построение государства на основе демократии, сохранение государственных институтов, в том числе армии и структур безопасности.
Правительство Сирии традиционно настаивает, чтобы на переговорах в Женеве внимание уделялось проблемам борьбы с терроризмом.
Опасения спецпосланника
Эмиссар ООН 7 декабря выразил надежду на то, что последнюю неделю раунда удастся посвятить конструктивной работе. Однако он же сам высказал опасения насчет возможного саботажа переговоров со стороны кого-либо из участников (спецпосланник не стал уточнять, кого именно имеет в виду — Прим. ред.). По его словам, это приведет "к очень негативным последствиям для любых усилий по политическому урегулированию".
Если де Мистура не сумеет добиться результата до завершения предстоящей недели, очередной раунд вряд ли состоится раньше начала 2018 года, то есть он может пройти примерно тогда же, когда ожидается проведение Конгресса сирийского национального диалога в Сочи.
Ключевым моментом для понимания дальнейшего развития ситуации в Женеве остается позиция правительства Сирии. Джаафари, как отмечалось выше, 10 декабря не сделал каких-либо заявлений относительно того, как долго и в каком формате он намерен вести обсуждения. Де Мистура, который обычно по прибытии делегаций проводит с ними предварительные консультации в отеле, на этот раз отказался от привычной практики. Впрочем, эмиссар ООН уже наносил "визит вежливости" делегации правительства, когда та прибыла в первый раз на раунд 29 ноября.
За пределами Женевы
На развитие ситуации на переговорах могут повлиять события за пределами Женевы.
Острой остается обстановка в пригороде Дамаска Восточная Гута. Оппозиция требует, чтобы правительство Сирии позволило оказать помощь гражданскому населению, которое находится в осаде. В Дамаске утверждают, что в Восточной Гуте проходит операция против террористов. Обострение ситуации "на земле" неоднократно негативно влияло на переговоры в Женеве.
Значительный эффект могут иметь события, связанные с перспективами российского военного присутствия в Сирии. 6 декабря президент России Владимир Путин объявил, что "в целом боевая работа на этом этапе, на этой территории закончена, повторяю, полным разгромом террористов". Ранее секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев сообщил, что уже началась подготовка к выводу российской военной группировки из Сирии.