О масштабе теневого бизнеса рассказали в областном департаменте госдоходов. По словам руководителя управления аудита Ерсултана КУДАЙБЕРГЕНОВА, в настоящее время в рамках уголовных дел проходит 180 проверок, сумма доначисленных налогов превышает 8 миллиардов тенге. Следственные органы регулярно выявляют бизнесменов, создающих целые группы лжепредприятий.
– В мае суд Усть-Каменогорска вынес приговор в отношении местного жителя, который с целью уклонения от уплаты налогов создал 26 лжепредприятий, – рассказал Кудайбергенов. – В числе контрагентов оказалось 96 налогоплательщиков. Мы только в рамках добровольного возмещения взыскали 505 миллионов тенге. В прошлом году крупное предприятие самостоятельно возместило четыре миллиарда тенге. До 80 процентов наших проверок – в рамках уголовных дел. Бывает, что доначисления идут на суммы более миллиарда тенге. Но суть в другом, можно доначислять, но предприятие при этом неживое.
“Логистика” лжепредпринимательства всегда примерно одинаковая: дельцы договариваются друг с другом, находят за мизерные деньги бродяжек, судимых или смертельно больных. То есть таких, с кого нечего взять. Регистрируют на них фирмы и выводят крупные суммы из-под налогообложения путем фиктивных сделок.
– И многие так сейчас, – возмутился налоговик. – Конечно, это выгоднее, чем платить НДС и корпоративный подоходный налог. На Западе трудно представить, чтобы кто-то захотел обмануть государство, а здесь менталитет такой – хотят легких денег. Прямо беда какая-то.
Все дела по лжепредпринимательству контролируются областной прокуратурой. Анализ, проведенный надзорным органом, показал, что в Восточном Казахстане лжефирмы появляются зачастую вокруг сферы закупок крупными промпредприятиями и бюджетом. Как философски заключил Ерсултан Кудайбергенов, где большие средства и несколько уровней поставщиков, там и соблазн украсть.
УСТЬ-КАМЕНОГОРСК