В 30-х годах прошлого века, когда кино получило признание как самостоятельное искусство, Венецианская Биеннале выделила кинематографу отдельную площадку — наравне с живописью, архитектурой, музыкой и театром.
Первый кинофестиваль, проведенный на террасе отеля Эксельсиор пляжного острова Лидо в 1932 году, не предполагал конкурса. Это был просто светский праздник, на котором премьеры картин сопровождались пышными приемами, а сами кинематографисты наслаждались радостями сладкой жизни.
Китайский режиссер снимал свой «Пластмассовый город» в Бразилии
Среди первых участников Венецианского кино-карнавала были мастера, чье искусство считается сегодня классикой — Франк Капра, Кинг Видор, Александр Довженко, Рене Клер. Самым первым обладателем приза за лучшую режиссуру (в 1932 году фестиваль проводился без жюри, и победителя определяли зрительским голосованием) стал советский режиссер Николай Экк, автор фильма «Путевка в жизнь».
В послевоенные годы Венецианский фестиваль, получивший репутацию мероприятия с «правым уклоном», был потеснен «вольнодумным» Канном, а потом и коммерческим Берлином, но Венеция выдержала жесткую конкуренцию и не сдалась под напором индустрии.
Сегодня Венецианская Мостра — единственный крупный фестиваль без кинорынка, позиционирующий себя как «оазис чистого искусства» и главная площадка для радикальных экспериментов в кино.
Харизматичный директор фестиваля, Марко Мюллер, заправляющий венецианским кино-карнавалом с 2004 года, пообещал, что в этом году Мостра предложит программу открытий и основательно «перетасует колоду» сложившихся представлений и вкусов.
«Перетасовка колоды означает: мы идем на неожиданный риск и предлагаем непроверенные решения», — предупредил в своем послании к фестивалю Марко Мюллер.
Официальная программа этого года бьет рекорды: впервые в главный конкурс включены два полнометражных японских мультфильма («Поньо на скале у моря» Хаяо Миядзаки и «Ползающие по небу» Мамору Осии), впервые на фестиваль приглашены сразу 10 дебютов, впервые в параллельных «Горизонтах» соревнуются две картины из Филиппин (одна из них — «Меланхолия» обласканного европейскими гурманами артхаусного профи Лав Диаса — идет почти 7 часов).
Кажется, что Марко Мюллер, антрополог по образованию, посвятивший долгие годы экспорту азиатского кинематографа на европейские фестивальные площадки, решил построить программу этого года в формате элитного «клуба кинопутешественников».
Однако, как утверждает, Паоло Бертолин, куратор Венецианского фестиваля, отвечающий за юго-восточную Азию, отбор на конкурс проходил исключительно по художественным критериям.
Источник: Би-би-си