Так как минимальная ставка пенсии по старости на сегодня составляет примерно 12 долларов США, появление подобного документа является своего рода сигналом для тех, кто полон сил и энергии.
Говорят, что первое впечатление — самое верное. Однако, вчитываясь в текст закона, ловишь себя на мысли, что далеко не всегда это правило действует безотказно. В то время, как официальные СМИ спешат информировать своих читателей об очередном прорыве на пути к демократическому обществу, многие из ныне работающих пытаются ответить на самый главный вопрос: что этот закон, в случае одобрения в Олий Мажлисе (парламенте), даст лично мне?
Единственным субъектом, которому дано право работать с накопительной пенсионной системой, определен Народный банк. Это банковское учреждение больше всех пострадало за период, начиная с горбачевского 1985 года. После размежевания по национальным квартирам в каждом независимом государстве применялись разные схемы компенсации денежных вкладов населения, которые хранились в сберегательных кассах, то бишь в подразделениях нынешнего Народного банка, еще в советских рублях. Но спросите у любого человека на территории СНГ, получил ли он свои деньги в полном объеме. Размер компенсаций оказался таким мизерным, что люди испытали чувство, близкое к шоку. Доверие к банку упало до уровня ниже нулевого.
Что касается Узбекистана, то здесь правительство, судя по всему, хочет решить две главные задачи. Первая из них — реанимировать процесс внутреннего заимствования, позволяющий аккумулировать средства населения с последующим инвестированием узбекской экономики. По мнению многих аналитиков, очень важным фактором нынешней реформы является антиинфляционная составляющая. Чем больше денег извлечено из наличного оборота, а это непременно случится сразу после вступления закона в силу, тем меньший финансовый пресс давит на экономику.
В условиях, когда международные финансовые институты сотрудничают с Узбекистаном в довольно ограниченном формате, подобные финансовые потоки могут сыграть роль противовеса. Когда из-за границы не поступает в достаточной степени инвестиций, нужно включать механизм заимствования внутри страны.
Вторая задача, кстати, немаловажная, заключается в необходимости восстановить доверие к Народному банку, вернуть ему статус «народного». В момент, когда банковская сфера после массированной выплаты ежегодных дивидендов предприятиям и организациям в начале нынешней осени и последовавшего почти одновременно повышения пенсий, зарплаты, пособий на 30 процентов по президентскому указу испытывает хронические трудности с выдачей наличных денег, любые меры по аккумулированию средств играют роль предохранительного клапана. Государство намеревается немного приоткрыть его, чтобы вывести из системы лишнее давление.
Конкуренция — главное условие для нормального функционирования рынка. Определив Народный банк как единственный субъект накопительной пенсионной системы, узбекское правительство намеревается взять под свой жесткий контроль процесс реформирования сферы социального обеспечения. Если принять во внимание, что согласно тексту проекта закона органом, осуществляющим контроль, является Государственный налоговый комитет, то получается система на 100 процентов подотчетная правительству. А так как другим коммерческим банкам не дозволено заниматься «накопительством», конкуренции ждать неоткуда. Нет конкуренции, значит, есть монополия, а раз есть монополия, значит выбор у узбекистанцев небольшой, хотя точнее будет сказать — никакой.
Любую на первый взгляд мало-мальски рыночную меру можно так зарегламентировать, что вся ее видимая рыночность может быть нивелирована.
Право определять размер обязательных накопительных пенсионных взносов передано Кабинету Министров (правительству), который будет устанавливать его ежегодно при формировании госбюджета на очередной год. Другую важную функцию, а именно определение процента, начисляемого на средства индивидуальных накопительных пенсионных счетов, будет осуществлять Народный банк. Что это означает на практике? Добавьте ко всему этому всеобъемлющий контроль за процессом реформирования со стороны госналогового комитета, и получите структуру, при которой гарантированные государством по статье пятой проекта закона «сохранность и выплату средств, накопленных на индивидуальных накопительных пенсионных счетах» представляют по сути своей лишь ширму.
А за ней — сверхцентрализация реформы пенсионного обеспечения, в силу чего она изначально теряет свои, казалось бы, рыночные корни.
Какое место в системе грядущей пенсионной реформы занимают люди, которых канцелярским языком именуют «гражданами, занимающимися индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица»?
Их количество точно не определено, но некоторые статистические данные дают нам повод предполагать, что их как минимум два миллиона. Занятие частным предпринимательством для многих граждан Узбекистана стало делом, от финансовых результатов которого во многом зависит благосостояние семьи. Деньги здесь крутятся небольшие, но умноженные на количество желающих заработать «челночным» бизнесом, они дают цифры, не считаться с которыми нельзя. По проекту закона, они будут участвовать в накопительной пенсионной системе «на добровольной основе».
Когда недавно, согласно правительственному постановлению «О мерах по упорядочению регистрации физических лиц, завозящих товары, предназначенные для коммерческой деятельности», их обязали зарегистрироваться как минимум в пяти инстанциях, многие не захотели этого делать. В большинстве своем они не хотят платить, по их мнению, слишком обременительные налоги. С другой стороны, степень бюрократизации в стране такая, что на оформление всех разрешительных документов уйдет не один день драгоценного времени.
И еще об одном нюансе реформы пенсионного обеспечения нельзя не упомянуть. Какова будет доля накопленной пенсии, если сегодня уровень минимальной заработной платы определен в размере чуть больше 6500 сумов (примерно 6,5 доллара США)? При средней заработной плате по Ташкенту в 50-60 тысяч сумов (около 50-60 долларов США) трудно представить, какой процент отчислений определит правительство. НО сколько бы оно не определило, реальным подспорьем к старости «накопилка» вряд ли станет.
А так как со всех бюджетников и коммерческих структур обязательные отчисления в накопительную систему все равно будут осуществляться, правительство в любом случае добъется своих целей.