В траве сидел кузнечик… - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-3 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
В траве сидел кузнечик…

В траве сидел кузнечик…

Лето вроде бы на исходе, а уровень детского травматизма не снижается. Причем речь, конечно, не о содранных коленках и вывихнутых лодыжках. Дело гораздо серьезнее.

  • 23 Августа 2004
  • 1089
Фото - Caravan.kz

Для большинства маленьких алматинцев лучшее время года проходит в пыльном душном городе. Даже если родители сумели отправить чадо на сезон в лагерь (от 12 тысяч тенге до бесконечности, в зависимости от «крутизны» заведения), еще как минимум два месяца отдых будет асфальтово-городским.
Развлечения найти в принципе несложно: ролики, скейт, фонтаны и более соблазнительно-грязные водоемчики. На посещение парка «Мир фантазии» денег у родителей не напросишься. Но есть абсолютно бесплатный — причем с широчайшим выбором аттракционов мир — заброшенные стройки.
Отсюда — прямой путь к лежанию на спине с ногами в распорках, к тоскливым взглядам в недоступное окно, за которым шелест веток и теплый зовущий воздух. Конечно, если ты сиганул с трехметровой бетонной стены и «случайно» напоролся на ржавую арматурину, тебе долго придется вздыхать по воле. И не только. Еще — терпеть боль немалую.
Когда мы с заместителем главного врача детской алматинской клинической больницы №1 Николаем Дьяченко идем по ожоговому отделению, сердце останавливается. Автор знаком с хирургом от бога Дьяченко много лет, этот человек отдал всю энергию и все нервы спасению детей, пострадавших по своей ли вине, по вине ли родителей. Пострадавших жутко: до грани между жизнью и смертью, до обреченности на вечную инвалидность. И врач с грустью говорит о том, что с каждым годом все больше и больше в больницу попадает «летних» детей. Им попросту некуда деваться, а играть целыми днями в тихие игры они не умеют. Есть, есть отдельные очкарики, готовые сутки проторчать с книжкой или шахматной доской, но таковых — единицы. Хотя сегодня, по официальным данным, в Алматы и действует ряд дворовых клубов по интересам, которые в среднем посещают около 4 тысяч детей от 10 до 15 лет, но для миллионного мегаполиса это, конечно, капля в море.
Только за 6 месяцев этого года в первую больницу экстренно было доставлено больше девятнадцати тысяч детей. Сотрясения, переломы, тяжелые ушибы, обширные ожоги, тяжелые черепно-мозговые травмы, отравления, последствия модных «взрывных» экспериментов и транспортных происшествий — список «достижений» исследователей летнего пространства можно продолжать до бесконечности.
Ни один город республики не может сегодня похвастаться благополучной картиной по части дорожно-транспортных происшествий. В несколько раз, согласно «гаишной» статистике, увеличилось количество ДТП в городах-спутниках Караганды, это Шахтинск, Сарань, Жезгазган, Сатпаев. И на 55 процентов увеличилось число детей, пострадавших в них. Больше всего — в июне и в июле. Порой очень трудно сказать точно, кто виноват в том, что ребенок после аварии попал на больничную койку, и водителей супервнимательными не назовешь, и дети — отнюдь не паиньки. И на велосипедах, и «пешим порядком» они создают невообразимо сложные дорожные ситуации. В Караганде появилась дурацкая мода — перебегать дорогу перед носом автомобиля. Чем выше его скорость, и чем ближе — тем ты круче. Так может появиться «последний» в буквальном смысле герой. Давно прошло то доброе время. Когда в школы приходили дяденьки из дорожной полиции и рассказывали о правилах поведения на дороге. Не читали, а именно рассказывали. Да, это не факт, что кривая ДТП с участием школяров мгновенно шла вниз. Автор и сам бы, находясь в юно-скептическом возрасте, вертелся бы за партой и лучше щипал девчонок, чем слушать какую-то нудятину. Но все-таки хоть какая-то часть сказанного в мозгах зацепилась бы. А если еще добавить живописных фотографий с разможженными головами и раскиданными по трассе частями тел сверстников — кое-что запомнилось бы точно!
А вот, судя по данным Шымкентского областного департамента здравоохранения, здесь наибольшей опасности подвергаются как раз-таки домоседы. Из 7 тысяч 274 случаев травматизма детей до 14 лет, зарегистрированных за последние полгода, 4 тысячи 432 случая произошли в бытовых условиях. Это опрокинутые чайники и эксперименты с розетками, неумело зажженная газовая плита и исследования домашней аптечки. На улице несчастных случаев произошло почти в три раза меньше, чем дома — 1531 случай. В ДТП пострадал всего 461 ребенок, так что получается: либо Шымкент — город тихий, либо здесь летом попросту детей из дома не выпускают.
Проблема Усть-Каменогорска — вода. Две реки, несколько озер в черте города. Купайся — не хочу! Ан нет. Хорошие безопасные пляжи — платные. Детям, вопреки старинному лозунгу, нынче достается самое худшее — купание в опасных местах. Режут ноги об осколки бутылок, ломают шеи, прыгая с мостов. За полгода в стационаре и в поликлинике побывало 6 018 мальчишек и девчонок — десять процентов всего детского населения областного центра.
Огромная угроза для жизни детей в Талдыкоргане — брошенные многоэтажки. Особенно заманчивы забытые всеми на свете предприятия: внутри их натуральный антураж для киношных боевиков. Многие пацаны играм предпочитают заработки и разбирают стены на кирпичи. При этом с печальной регулярностью происходят несчастные случаи. Недавно аким области Шалбай Кулмаханов объявил выговоры акимам ряда районов и сельских округов за полное отсутствие внимания к таким развалинам. Но воз и ныне там — по-прежнему в опасных остовах зданий тусуются дети.
…Мой визит в алматинскую детскую травматологию закончился грустно-символично. В приемный покой привезли мальчика лет 9-10, сбитого маршруткой, и он корчился на каталке, пока санитарки освобождали его от разорванной одежды. А на улице кто-то, уже, видно, из подживших «подранков», тоненько выводил: «В траве сидел кузнечик…»
Языком медицинской статистики. Ежегодно в республике от 2,5 до 3 тысяч детей в возрасте до одного года получают самые разные травмы, среди которых ожоги, отравления, повреждения черепа. Около 10 процентов таких детей погибают. Совершенно очевидно, что в столь раннем возрасте подобные травмы являются результатом халатного отношения взрослых к созданию оптимальных и безопасных условий для детей, неумения прогнозировать травмоопасные ситуации.
Всего же в Казахстане ежегодно получают травмы более 200 тысяч детей и подростков. Причем отмечается рост тяжелых травм и так называемых политравм (множественных травм), приводящих к инвалидности или гибели детей. Медики и представители других причастных структур связывают такое положение с ухудшением социально-экономической ситуации, снижением внимания к детям со стороны взрослых: родителей, педагогов, воспитателей и т. д.
Примерно одну шестую часть от общего количества травмированных детей составляют алматинцы. Отмечается рост числа детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.