Ее искали более 200 человек из разных служб экстренного реагирования, порой с риском для жизни. Каждый надеялся найти девочку живой. Но – увы. Чуда не произошло.
О том, как происходили поисково-спасательные работы, рассказали их непосредственные участники.
– По мнению специалистов Казселезащиты, это место не относилось к селеопасным, – рассказал заместитель начальника ДЧС Алматинской области Игорь ЖУКОВ. – Из-за дождей произошло переувлажнение грунта, после чего вся масса стала скатываться по склону. Было две волны схода оползня.
Основной удар стихии пришелся на дом под номером 350, где проживали мать и отец погибшей Жанботы и ее старшая сестра Динара. Ее, к счастью, не было дома, она гостила в селе у родственников.
В момент схода оползня родители (Гульнар и Канат Тилеухан) находились в бане, их внимание привлекли странный шум и крики соседей, которые предупреждали о нависшей опасности. Они успели выбежать и увидели, что их дом буквально “уплыл” вниз. В нем находилась Жанбота…
– Основной акцент мы сделали на поиск ребенка. В таких обстоятельствах всегда есть шанс, что находящийся под завалами человек может оказаться в воздушном кармане и дождется помощи. Весь район поиска условно разбили на участки. Спасатели сначала провели визуальный осмотр, а потом приступили к глубинному, – сообщил начальник ДЧС Алматинской области Аскар ТОЙЧУБЕКОВ. – На всех участников поисково-спасательных работ лавинных щупов не хватило, в ход пошли куски арматуры, палки. Их осторожно погружали в грязевую массу, а когда щуп во что-то упирался, начинали копать. Как только погрузчиками расчистили дорожное полотно, смогла подъехать спецтехника. Поисковые работы велись с двух сторон: сверху (на месте схода оползня) и внизу, где он остановился. В воздух запустили дрон, в котором установлены тепловизоры и прибор ночного видения для поиска в темное время суток. Он дал картинку, что есть тепловые точки. Одна из них оказалась выжившей собакой. Ее передали волонтерам, они ее отмыли от грязи, дали воды.
Где-то вручную, а где-то ковшами снимали грунт. Каждый ковш тщательно осматривали, даже при выгрузке грунта в КамАЗы – вдруг там тело ребенка или какой-то предмет, который может указать на место поиска.
– Передвигаться по этой грязевой массе было ужасно трудно. Ноги мгновенно увязали в ней, как в болотной трясине. Там, где было по колено, еще могли самостоятельно их выдернуть, а там, где глубже, требовалась помощь, точка опоры. Спасибо местным жителям: они бросали нам разные подручные материалы, чтобы, опираясь на них, мы смогли сделать очередной шаг. Самое сложное было – удерживать равновесие. Если его потерять, то помощь понадобилась бы любому из участников поисковой группы, – поделился спасатель Николай ИВАНОВ. – В прорезиненных костюмах было ужасно жарко, и, опять же, местные жители, волонтеры передавали нам воду и предлагали перекусить. Но было не до еды, каждая минута была на счету. Ведь так хотелось найти малышку живой.
Один из соседей пострадавшей семьи заметил у себя в огороде диван и телевизор, принадлежащие Гульнар и Канату. Появилась надежда, что малышку могло вынести из дома грязевым потоком. Но поиски результата не дали. И тогда было принято решение поднять крышу “уплывшего” дома. К этому моменту благодаря расчищенному участку смог подъехать строительный автокран.
– Крышу разобрали до стропил, а потом подъемным краном с трудом оторвали от грунта, – продолжил рассказ Игорь Жуков. – К этому моменту родители пропавшей девочки находились в больнице. От пережитого им обоим потребовалась медицинская помощь.
И тут от матери Жанботы поступил звонок. Женщина сказала, что сотовый телефон дочери доступен, идут гудки.
Начальник ДЧС полковник Тойчубеков по рации приказал прекратить все работы и объявил минуту тишины. Работала только поисковая собака Багира. Она обозначила место, откуда доносился слабый звонок телефона. Начали копать там, но нашли только мобильник. И тогда снова объявили минуту тишины. В паре метров от мобильника Багира указала новое место. При его очистке от грязевой массы нашли тело девочки.
О гибели дочери матери сообщила психолог. Она находилась рядом с женщиной, как только ее доставили в медучреждение.
– С места ЧС госпитализировали сразу троих – Гульнар, Каната и их соседку. У всех было очень высокое давление от пережитого. В мою задачу входило подготовить мать к последствиям случившегося. Первоочередная задача психолога – выслушивать всё, что говорит пострадавший. Это начало контакта. И ни в коем случае нельзя обнадеживать, говорить, что всё будет хорошо, – считает психолог ДЧС Алматинской области Анеля МУРАТБЕКОВА. – Вообще, Гульнар сильная женщина. Когда она стала раскрываться, то поведала, почему ей так страшно за свою девочку. Где-то внутри себя, в подсознании, она начала понимать, что дочь погибла. Но больше ее терзал страх, что не найдут тело малышки. И тут она рассказала, что 10 лет назад уже потеряла ребенка. Сына. Ему было 11 лет. Тогда их семья жила в Капале, на зимовке. Мальчик был глухонемой. Он ушел в степь и заблудился. Поисково-спасательные работы длились трое суток. Тело Табигата было обнаружено в труднодоступном горном ущелье, километрах в 20 от своего жилья. Тогда в поиске были задействованы служебные собаки. И тут я сказала, что сейчас Жанботу тоже ищут специально обученные кинологические расчеты. Как только она услышала это, то стала успокаиваться: “Раз пришли собаки, значит, найдут”. Давление стало снижаться.
После этого к женщине вернулась способность мыслить, что-то анализировать. Она вспомнила, что ее мобильник остался в бане. Баня уцелела. Телефон нашли спасатели, привезли в больницу. Гульнар стала набирать номер дочери, он оказался доступен.
– Я первый раз в своей практике сообщала матери о гибели ребенка. Это оказалось труднее, чем можно только представить. Мне понадобилось время, чтобы настроиться, мысленно подобрать нужные слова, отключить свои эмоции. В моей профессии постоянно сталкиваешься с чьей-то трагедией, но дети – это особый случай, – подытожила Анеля Муратбекова.
В первый день поисково-спасательных работ было задействовано порядка 200 человек из разных служб экстренного реагирования, в том числе бойцы из Казспасбата.
Волонтеры, сотрудники местной исполнительной власти организовали подвоз воды и питания, психологи оказывали адресную профессиональную помощь пострадавшим от стихии. Все действовали слаженно, грамотно, как бы в едином порыве. Ведь в каждом теплилась надежда найти малышку живой.
Семьи, чьи дома пострадали от ЧП, размещены в гостинице, кто-то временно переехал к родственникам. На месте схода оползня продолжаются работы по очистке территорий. Специальной комиссии предстоит оценить ущерб, нанесенный стихией, выяснить причины. Сейчас они определяют состояние каждого из пострадавших домов, после чего станет известно, чьи дома подлежат восстановлению, а чьи нет. В акимате региона подчеркнули, что решение по семье, чей дом снесло полностью, уже принято. Им либо построят жилье на том же месте, либо предоставят в другом. Это уже будут решать Гульнар и Канат Тилеухан. Все расходы на погребение маленькой Жанботы взял на себя акимат Текели.
Сотрудники Красного Полумесяца оказывают посильную помощь пострадавшим.
– Мы прибыли на место трагедии в Текели в самые первые минуты поисково-спасательных работ. Сразу стали работать с теми, кто пострадал от удара стихии. На месте выяснили их имена, возраст, количество взрослых и детей, размеры одежды и обуви, составили списки, – поведала руководитель филиала Общества Красного Полумесяца по Алматинской области Алия КОРАБАЕВА. – На данный момент это шесть семей: 11 взрослых и 8 детей. Не исключаю, что после итогов работы комиссии будут признаны пострадавшими еще 4 семьи. На тех, кто в списке, уже подготовлена одежда. Всё по размерам. Это комплекты зимних и летних вещей. Так что оденем полностью и взрослых, и детей. У нас всегда на складе есть запас на случай различных чрезвычайных ситуаций. Как только вещи доставят из головного офиса, мы выдадим их нуждающимся. Думаю, к пятнице все их получат. Еще готовим продовольственные наборы. Их тоже вручат к концу недели.
АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ