На личный прием к Исабаеву пробилась жительница Талдыкоргана семидесятилетняя Саулет Кашкенова, чтобы рассказать о своем общении с государственными органами по поводу получения жилья от государства. Женщина претендует на него с 2005 года. И уже до такой степени отчаялась получить положенные ей квадратные метры, хотя речь идет всего лишь о квартире с удобствами на первом этаже, что сказала в лицо акиму области:
«Что ж, я, виновата, что Бог меня не прибирает?».
И смотреть на эту женщину в инвалидной коляске, путешествующую по инстанциям в поисках хотя бы точного ответа, будет ли у неё свое жилье или нет, тяжело. Саулет Кашкенова в детстве переболела полиомиелитом и с тех пор с трудом двигается. Проживает она в семье своего младшего брата.
Чтобы разобраться в «квартирном» вопросе Кашкеновой даже поверхностно, нужно излагать все её мытарства по порядку.
Встала в очередь на жилье она как инвалид первой группы в 2005 году.
В 2014-м она получила от отца дарственную на его дом, скромное жилище без удобств, которое сразу же оформила на себя, потеряв из-за отсутствия правовых знаний очередь на арендную квартиру. Ведь тем, у кого уже есть жилье, она не положена. Соответственно, Саулет Кашкенову из очереди исключили.
— Если бы я знала, что так будет, не оформляла бы дом отца на себя, сразу передала бы его братишке, — рассказала женщина.
Братишке она его и подарила, как узнала, что ей могут не дать квартиру из-за этого дома у неё в собственности. Но после отчуждения дома по закону нужно ждать пять лет, чтобы снова встать в жилищную очередь на квартиру от государства.
Снова зарегистрировавшись как очередница, женщина через какое-то время узнала, что её опять «выкинули» из списков, и никто из чиновников, к которым она ходила на бесконечные приемы, как на работу, так и не смог понятно ей объяснить, почему. Все ссылались на бумажные коллизии и неточности в различных базах. Ведь, за то время, что Кашкенова стояла в очереди, Талдыкорган был центром Талдыкорганской области, затем центром Алматинской области, после стал областным центром Жетiсу. При таком раскладе потерь при бумагообороте не избежать.
В итоге гражданка просто обратилась в суд с просьбой о восстановлении в жилищной очереди и в надежде, что хотя бы в суде она узнает, почему ей никак не дают квартиру.
Судебных слушаний как таковых не состоялось, Кашкенова и жилищная комиссия при акимате Талдыкоргана достигли медиативного соглашения о восстановлении её в очереди на получение арендной квартиры с 2005 года. Непонятно, правда, почему с 2005-го, ведь, в 2014-м у неё был в собственности, хоть и короткое время, дом.
Впрочем, соглашение, это, как говорится, договор о намерениях. Очередь на жилье в Казахстане электронная, и её порядок строго контролируется. Чтобы «втиснуть» в неё человека, нужны серьезные обоснования. Их обычно предоставляют в Комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства промышленности и строительства Республики Казахстан, и там с доводами соглашаются или нет.
В общем, успешная медиация не стала точкой в решении вопроса с жильем для уважаемой пенсионерки с инвалидностью Саулет Кашкеновой.
И Бейбит Исабаев, выслушав на личном приеме женщину и тех своих подчиненных, от которых зависит судьба её проблемы, поручил своим работникам найти выход из этого многолетнего тупика.
С какими сложностями приходится сталкиваться людям с особенностями здоровья в Казахстане
— Подчеркну, законный выход, — отметил он.
И, кстати, добавил, что к делам каждого человека, обращающегося в госорганы, чиновники должны быть максимально внимательными.
— Посмотрите на случай Кашкеновой, — сказал он. – Это же судьба человеческая…
Редакция портала Caravan.kz обязательно расскажет своим читателям, получит ли в итоге пожилая больная женщина квартиру. Ведь это действительно важно и с точки доверия «слышащему государству», и с человеческой позиции.