Открывая мероприятие, президент Ассоциации Талгат Акуов заметил: различные опросы и исследования показывают, что сфера государственных закупок остается наиболее коррупционной из всех звеньев взаимодействия государственного механизма и бизнеса. Это и понятно – ведь объемы самих закупок превышают 600 — 700 млрд. тенге и ежегодно возрастают.
Поэтому нечистые на руку чиновники изобретают различные схемы, используя различные «откаты» и «шапки» для близких им коммерческих структур. Проверки, проводимые прокуратурой, показывают, что идет лоббирование интересов одних участников тендеров в ущерб других потенциальных поставщиков. Есть практика ограничения конкурсной среды посредством предъявления требований, не предусмотренных законодательством, а иногда и прямо запрещенных. Бывает участие в одном конкурсе аффилированных между собой поставщиков.
— Ни для кого не секрет, что эта проблема очень сложна и серьезна. Неоднократно она поднимается и в бизнес-сообществе, и среди депутатов. Понятно, что очень большое количество денег, вращающееся в этой сфере, и с каждым годом возрастающее – огромное поле для коррупции. Никто не мониторит то, что происходит вокруг госзакупок. А на них государство теряет до 40% от выделяемых бюджетных средств. Переход на систему электронного закупа по гостендерам, его пилотный проект, проведенный в прошлом году, показал свою эффективность. Но есть вопросы и недоработки и в этом, — развил тему вице-президент Ассоциации Тимур Назханов.
Ситуацию с электронным закупом прокомментировал предприниматель Нуржан Калиев, работающий в сфере поставок канцелярских товаров. С этого года все государственные организации обязаны размещать свои заявки на сайтах и осуществлять закупки товаров только электронным способом. Задумка хорошая – исключить личный контакт между поставщиком товаров или услуг и представителями госоргана, чтобы исключить коррупционные правонарушения. Но, получилось, как всегда: «благие цели – и очень много нюансов».
— Много моментов, которые нас не устраивают. В прошлом году, до того как ввели систему электронного госзакупа, прозрачности и организованности в этих процессах было намного больше. На сегодняшний день ситуация такая: стало проблемой найти те лоты, которые нас интересуют. Все размещается хаотично, без какой-либо системы. Идет лот о ветеринарных услугах, следом – о закупе туалетной бумаге, о тендере на вывоз мусора. В результате нам, бизнесменам, приходится держать специального сотрудника, который буквально перелопачивает весь объем соответствующих Интернет-ресурсов. И то многое не находим. Ряд тендеров из-за этого мы пропустили, — заявил бизнесмен.
Еще одна проблема тендеров, о чем давно говорят в предпринимательских кругах, состоит в следующем. Главная идея конкурсов, как известно, это сокращение трат госбюджета на госзакупки.
Опять же, задача и справедливая, и глубоко практичная. Но что из этого выходит? Представители среднего бизнеса отмечают, что им трудно конкурировать по цене с индивидуальными предприятиями: те берут более низкой ценой, а в итоге зачастую закупают товар для государственных учреждений на барахолке. Естественно, соответствующего качества. «Ему же надо войти в цену. Покупают ручки, которые год лежали в контейнере на барахолке и уже не пишут. Мне известны случаи, когда в результате таких ситуаций, руководители учреждений заставляют сотрудников канцелярские товары самим приносить из дома. Вроде бы, экономия бюджетных средств, но в итоге получается, что госучреждения получают некондиционный товар», — заметил г-н Калиев.
Предприниматели призывают государство разработать и утвердить критерии для оценки характеристики товаров, закупаемых через тендеры.
Было бы также правильно, заметил г-н Акуов, городским маслихатам утвердить предельные и минимальные планки цен на такие товары и услуги.
Другую проблему подняла предприниматель Нина Попова, работающая в сфере мебельного производства. Скупой платит дважды, напомнила она, и это про казахстанскую практику тендеров по госзакупкам, где порой цена приобретаемых товаров оказывается ниже их себестоимости.
— Демпинговые ценовые предложения видны сразу, не только специалистам. Но, тем не менее, они стоят в тендерных заявках. В итоге госзакупки удовлетворяются с китайской барахолки. Нужно или создавать какую-то независимую комиссию по контролю за качеством и ценой, либо обучить тех людей, которые подают заявки на государственные закупки, формулировать их требования более конкретно и четко в техническом плане.
К «бросовым» ценам нужно относиться очень внимательно, — заявила г-жа Попова.
Другие участники круглого стола поднимали проблему ответственности заказчиков перед поставщиками: законодательно она никак не регламентируется.
Был приведен случай, когда покупатель – воинская часть – получив товар, пообещала расплатиться за него через несколько месяцев. Такое невольное «кредитование» государственных организаций частным бизнесом может просто его убить. Или, что вполне логично, распугать всех, более или менее, надежных поставщиков, оставив эту сферу аффилированным структурам.