Это то самое село Азгир в Курмангазинском районе Атырауской области неподалеку от казахстанско-российской границы. Четверть века назад эта местность называлась объектом «Галит» — территория была абсолютно закрытой, а охраняли её спецподразделения Министерства обороны СССР. Это сейчас тут всё мирно — бараны пасутся, сельская библиотека работает, а в семидесятых годах прошлого века здесь располагался секретный военный полигон — с помощью подземных ядерных взрывов учёные учились создавать газовые хранилища. Местным жителям ничего не рассказывали. Они три десятилетия пребывали в полной уверенности, что возле их аула работают геологи.
Амангельды Магзумов, экс-начальник военизированной охраны Азгирского полигона:
— Нам сказали, какую-то нефть ищут. В 68-м году ещё маленькие были. Ещё говорили, что золото ищут.
Амангельды Магзумов в то время работал начальником военизированной охраны полигона — таким образом власти трудоустраивали всех местных жителей, в качестве этакой компенсации. Зарплаты платили в два раза выше, чем в среднем по стране. Причем, полигона давно нет, а сотрудники есть до сих пор. Вот это здание называют странным для этих мест словом «офис» — время тут как будто застыло.
За тринадцать лет всего в километре от посёлка Азгир взорвали семнадцать ядерных зарядов, мощность которых в разы превышала бомбу, сброшенную на Хиросиму. В некоторых точках закрытого военного объекта дозиметр зашкаливает до сих пор. Но среди заброшенных лабораторий есть конструкция, которая ещё может заработать — это так называемый объект «Ява». Вот он – глубокая шахта, а в ней огромный металлический шар. Воплощение так называемого мирного атома – сверхсекретные военные технологии работали на гражданскую промышленность.
Юрий Лялин, сотрудник Жайык-Каспийского департамента экологии:
— Здесь закладывали взрывчатое вещество, графит, и в результате высокого давления внутри шара образовывалась алмазная пыль, которая пользовалась большим спросом на мировом рынке.
За короткое время учёные смогли получить более ста пятидесяти килограммов ценнейшего вещества, а потом развалился Союз, и финансирование работ прекратили. Последние двадцать лет установка «Ява» хотя и не работала, но формально принадлежала России. И вот теперь её передадут в собственность Казахстану.
Сарсенбай Енсегенов, депутат Сената Парламента РК:
— Стоимость этого объекта превышает пять миллионов долларов. В данный момент это устройство не работает, и сейчас наши специалисты всё там на месте проверяют. Они должны в самое ближайшее время рассказать, как мы будем использовать этот объект, после того как он станет нашим.
Всего в нескольких километрах от объекта «Ява» уровень радиации достигает тысячи микрорентген в час при естественном фоне в 12 микрорентген. Сами по себе опасные радионуклиды отсюда не исчезнут — у цезия-137 период полураспада сто лет, а у плутония – вообще шесть тысяч. При этом никаких специальных медицинских обследований местного населения здесь никогда не проводили.
Вернутся ли на Азгирский полигон учёные, пока неизвестно. Ведь для того чтобы начать там какую-либо деятельность, нужно полностью очистить район от радиации — на это могут потребоваться миллионы, если не миллиарды тенге. Проблема и в достаточном количестве компетентных специалистов. Поэтому уникальный объект «Ява», который в своё время был воплощением уникальных инженерных технологий, вполне может остаться просто памятником давно ушедшей эпохе, а затем превратиться в металлолом, продать который желающие обязательно найдутся.
Ярослав Красиенко