“В случае если все тюркские страны объединятся..." - политолог о Казахстане, Турции и тюрках - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
“В случае если все тюркские страны объединятся..." - политолог о Казахстане, Турции и тюрках

“В случае если все тюркские страны объединятся..." - политолог о Казахстане, Турции и тюрках

Турция была первой, признавшей независимость тюркоязычных стран бывшего СССР. Корреспондент “КАРАВАНА” встретился с известным азербайджанским политологом Ровшаном ИБРАГИМОВЫМ и спросил, почему спустя годы интерес этой страны к Казахстану и другим республикам Центральной Азии сохраняется.

  • 13 Февраля 2018
  • 32364
Фото - Caravan.kz

Ключевым фактором является экономика

– В 2016 году Казахстан отметил 25 лет со дня своей независимости. Через полчаса после объявления государственного суверенитета Республики Казахстан первой страной в мире, признавшей это, стала Турция. И сегодня она по-прежнему один из главных партнеров не только нашего государства, но и Азербайджана, к примеру. С чем это связано, на ваш взгляд?

– Да, Турция первой признала независимость тюркских республик. Это связано, прежде всего, с тем, что она имеет историческую, этническую и культурную общность с этими государствами. Данная общность стала основой для формирования крепких отношений между сторонами. Однако сразу же оговорюсь: связь эта является не основным, а дополнительным стимулом в формировании отношений. Ключевым фактором является все же экономика.

Учитывая, что Казахстан является крупной экономикой, Турции интересен ее рынок. В свою очередь Казахстану есть что предложить взамен. Прежде всего, это энергоресурсы.

– Идея объединения тюркских стран и создания единого государства Туран актуализируется время от времени. Почему она столь живуча и насчитывает уже больше ста лет?

– Действительно, определенным, в особенности националистически настроенным, слоям населения в тюркских странах эта идея кажется привлекательной. Есть предположение, что в случае если все тюркские страны объединятся, то на карте мира появится новая супердержава, политически и экономически способная повлиять на глобальные процессы. Данная идея была актуальна, популярна в начале XX века, а также после обретения тюркскими государствами независимости в 1991 году.

– Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган не скрывает, что создание единого государства тюрков под управлением Турции стало бы правильным решением. Насколько реален подобный план, если все страны различаются по экономике, уровню жизни, культуре и даже по языку?

– Лично я напрямую не слышал от Эрдогана такого высказывания, но не исключаю, что подобное пожелание может присутствовать. Любая интеграция начинается с экономического сотрудничества. Но связи между тюркскими республиками весьма слабы, товарооборот незначителен, к тому же Азербайджан, Казахстан, Туркменистан и Узбекистан – конкуренты на мировом рынке сбыта энергоносителей. Тюркские корни древней цивилизации: китайцы произошли от казахов?

Кроме того, Казахстан и Киргизия являются частью другого интеграционного процесса, поскольку входят в Евразийский союз. Так что вероятность такого сближения в ближайшее время незначительна.

– Однако, по мнению отдельных аналитиков, для достижения этой цели используются образование и культура. Не только у нас, к примеру, совместные лицеи получили популярность благодаря высокому качеству обучения. Не секрет, что через такие лицеи как раз и может идти пропаганда идей пантюркизма, ислама. Что можно противопоставить этому, не пренебрегая выработанными стандартами обучения?

– Честно говоря, не совсем согласен с данным постулатом. Прежде всего, никто не проводил соответствующего исследования, и мы не знаем, насколько выпускники данных учебных заведений являются носителями таких идей. Уверен, что соответствующие органы и правительство Казахстана имеют полную информацию об их деятельности и не позволили бы развитие нежелательных для национальных интересов событий.

Эти заведения являлись частной инициативой, а не государственной политикой Турции. К тому же движение Гюлена, к которому в основном относились лицеи, находится у нынешнего руководства Анкары в опале. Так что это лишний раз доказывает, что Турция не имеет такой политики.

– Ататюрку приписывают слова о тюркском единстве, “сияющем, как солнце, и открывающем миллионам людей новые горизонты”. Возможно ли такое в современном мире, когда каждая страна думает о защите своих национальных интересов?

– Я не слышал таких слов Ататюрка, к тому же он был приверженцем создания национального государства турков, ограничивая его территорию Анатолией. Ататюрк для этой цели отказался от возможности для Турции унаследовать от Османской империи статус халифата, что сделало бы новую республику главой большей части исламского мира. А внешняя политика Турции его времени основывалась на принципе невмешательства и сохранения статус-кво.

Крупный международный игрок

– Последние действия Турции на мировой арене говорят о том, что с ней придется считаться большим державам. Имеется в виду заявление Эрдогана о переносе посольства Турции в Иерусалим. Как это прокомментируете?

– Решение администрации Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля и перенос туда своего посольства получило резкую реакцию большинства стран мира. Тамерлан: история тюрков, завоевавших мир

– Такое решение Анкары ставит страны Центральной Азии и Казахстан в сложную ситуацию. Какой выход может быть?

– Позиция в этом вопросе у большинства стран мира общая, в том числе и республик Центральной Азии и Казахстана. Что касается пожелания Турции, вряд ли это произойдет в ближайшее время.

– Можно ли ожидать, что в 2018 году Турция еще больше будет стараться усиливать свои позиции как интегратора тюркоязычных стран?

– Каких-то конкретных шагов ожидать не стоит. Возможно, будут продолжаться высказывания по этому поводу на официальном уровне, но дальше дело не пойдет. У Турции сейчас другая повестка дня во внешнеполитическом направлении. Однако введение в строй железной дороги Баку – Тбилиси – Карс может стать возможностью для углубления экономических отношений между странами.

НАШЕ ДОСЬЕ

Ровшан ИБРАГИМОВ, политолог. Учился в Анкаре, работал в различных исследовательских структурах, преподавал в университете Султана Демиреля (Алматы). В данное время является доцентом университета регионоведения, Хангуг, Южная Корея. Сфера профессиональных интересов: международные отношения, страны бывшего Советского Союза, энергетическая политика, энергетическая дипломатия, теории международных отношений, карабахская проблема, азербайджанская внешняя политика.

Алматы