Очередь в тупике Петропавловска, который торгует этим сортом, сегодня растянулась почти на километр. При этом жители жалуются не только на дефицит, но и на качество топлива.
Ранним утром, еще до начала торговли в тупике в Рабочем поселке Петропавловска, где продают шубаркульский уголь, в очереди стояли, по подсчетам очевидцев, около 150 грузовиков. Большая часть из них – частники, занимающиеся доставкой угля, сообщает корреспондент медиа-портала Caravan.kz.
— В 4 часа утра приехали из Кызылжаркого района, не знаю, хватит или нет. Люди в селах нас ругают, что уголь не возим, а мы где его возьмем? Нет на тупике! – сокрушаются водители в очереди.
Совсем скоро выяснилось, что на складе только семь вагонов. Уже к обеду торговать оказалось нечем. Те, кто стоял в хвосте ночной очереди, уехали без товара.
— Угля нету! Всю зиму нам обещают. Проблемы всегда бывали, но в этом году страшно! Такого никогда не было. В прошлом году было, но до Нового года. А с Нового года, когда основная закупка закончилась, все наладилось. А в этом году угля нет — ни шубаркульского, ни каражаринского, – говорит Ержан Байманов.
Популярными на севере являются именно шубаркульский и каражаринский уголь, потому что они дают хороший жар. Между этими сортами выбирают, исходя из личных предпочтений. Но перевозчики говорят, что последнее время все больше покупатель склоняется к шубаркульскому. Главный аргумент – цена. Шубаркульский стоит 14 800 за тонну, а каражаринский — на тысячу дороже.
— ЖКХ города отвечает, что поставки идут. 10 дней не было шубаркульского. Последняя поставка была в прошлый понедельник. Сегодня среда. Майкубу привезли, мелкая, людям не нравится, он не горит, если горит, то плохо горит, – рассказывает Ержан Байманов.
К слову, качество и того самого востребованного шубаркульского стало вызывать у покупателей нарекания.
— Это не сортовой уголь. Смотрите, там клубы пыли при погрузке поднимаются. Вокруг дышать нечем. Не должно такого быть. Раньше, в разгар сезона, это до января, бывало, что сортовой было сложно купить, но с января шел только сортовой. Многие специально с осени много не покупали, ждали, когда ажиотаж спадет, и были уверены, что купят хороший сортовой "шубаркуль", – показывая на черную угольную пыль вокруг погрузчика, делится покупатель, назвавшийся Сергеем. Угольный тупик: почему "черный дефицит" накрыл страну
По информации Бахыта Ильясова, руководителя управления энергетики и ЖКХ акимата СКО, поставка шубаркульского угля в регион не производилась с 4 февраля.
— Сегодня по прибытии 7 вагонов, то есть 490 тонн шубаркульского угля, возник ажиотаж. Та очередь, которая сейчас сформировалась, — это обычное явление на начало месяца, когда первые вагоны начинают поступать . Когда новые партии начинают отгружаться, в течение трех-четырех дней вагоны только приходят до станции, потом еще со станции они должны быть поставлены в тупик, это занимает время. С этим связано.
По данным управления ЖКХ, в пути до станции Петропавловск сейчас находится 980 тонн каражаринского угля и 1190 тонн шубаркульского.
Чиновники уверяют, что поставки угля в регион идут по графику, никаких отклонений нет. Говорят, что и с наличием вагонов для поставок все в порядке. Также отмечают, что уголь будут подвозить в течение всего отопительного сезона. А он в Северном Казахстане заканчивается обычно только в апреле – мае.
При этом систематические очереди на тупиках за самыми востребованными сортами, которые начались еще с сентября, уже привели к повышению стоимости доставки угля. Теперь привезти шубаркульский из Петропавловска в пригородный аул Бесколь стоит уже не 7 тысяч тенге, а 10 тысяч. Расстояние до Бесколя – всего 12 км.