К тому же они начали движение не с тех остановок, где их ждали люди. Традиционно по утрам с окраин семейчане едут в центр на работу, а автобусы начали работу с конечных, где пассажиров в это время практически не бывает.
Главный довод властей: теперь почти все автобусы – новые. Но их стало значительно меньше – если раньше городские маршруты обслуживало 420 машин, то сегодня – 321.
Кроме того, в автопарках теперь нет автобусов большого класса. В результате, когда работа общественного транспорта относительно выровнялась, в салонах не исчезла давка.
– Зато сейчас появилась регулярность в работе, – убежден руководитель отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Семея Сериккали ЖУМАНОВ. – В новом конкурсе в отличие от того, по которому мы работали последние годы, предусмотрены штрафные санкции. Например, мы можем наказывать водителей, которые сходят с линии раньше 22 часов.
Для улучшения работы властями Семея был создан муниципальный автопарк “Semey bus”, в котором доля государства составляет 49 процентов.
Однако автопарк внезапно столкнулся с нехваткой водителей, из-за чего немало свежекупленных автобусов осталось простаивать.
– У автопарка были заключены договорные отношения с водителями, но 50 из них не вышли на работу, – пояснил Сериккали Жуманов.
Сказались былые традиции работы. Дело в том, что ранее один из крупных автопарков Семея, который не участвует в новой системе, нанимал водителей со стороны – владелец автобуса выкупал право аренды какого-либо маршрута и обслуживал его, забирая всё заработанное себе. Новая система исключает такой принцип, и это обернулось скандалом.
На центральной площади появился человек в костюме автобуса с надписью о том, что водителей держат в кабале владельцы одного из автопарков.
– На прием к акиму пришли несколько десятков возмущенных водителей. Глава города предложил им индивидуальное трудоустройство – можно работать в новом автопарке либо предложить переобучение по государственной программе. Но в итоге согласились только 13 человек, – подчеркнул руководитель отдела внутренней политики Семея Нуржан ЕСЕНЖОЛОВ.
А автопарк спешно пытается пополнить вакансии водителей и кондукторов. В настоящее время водителю автобуса предлагается оплата в размере 10 000 тенге за смену, кондуктору – 7 500. Для Семея это приличные деньги. В последующем, когда штаты будут полностью укомплектованы, планируется, что зарплата водителей будет составлять 170 тысяч тенге.
Нервной сумятицы добавили слухи о том, что в одном из окраинных поселков возмущенные пассажиры перекрыли дорогу. Вот – новый поворот
– На дачном массиве “Восточный” семь человек перегородили дорогу автобусу, который не хотел их брать. Это был конфликт кондуктора и семи пассажиров. Автобус был переполнен, и кондуктор объяснял, что через 10 минут придет следующий, на котором пассажиры смогут уехать. И он был прав, а пассажиры, которые уже были внутри салона, тоже пострадали из-за того, что движение автобуса было прервано. Но в социальных сетях запустили информацию, что была перекрыта дорога. Однако это не соответствует действительности, – заявил глава отдела внутренней политики Семея. – По результатам нашего мониторинга, в социальных сетях есть порядка 20 аккаунтов, в которых одни и те же люди выкладывают посты с призывами выйти на забастовки. Но стоит понимать, что они подталкивают людей на преступление, призывая выйти на несанкционированные митинги, что влечет за собой административную ответственность. Кто-то просто ловит волну, распространяя информацию, не соответствующую действительности, – подчеркнул Нуржан Есенжолов.
Сегодня ситуация относительно стабилизировалась. Но до сих пор не работает система GPS-навигации, которая позволяла бы пассажирам видеть в мобильном приложении, где в данный момент находится тот или иной автобус и когда он подъедет.
На автобусных остановках нет никакой информации, по какой схеме отныне движутся новые измененные маршруты, – информационные табло только начали изготавливать.
– Да, определенные проблемы есть, – не стал отрицать очевидного Сериккали Жуманов. – Мы приносим свои извинения горожанам, работаем над исправлением недостатков и в настоящее время делаем всё для стабилизации работы общественного транспорта.
Серик ЖУМАНОВ, СЕМЕЙ