Особую обеспокоенность в арт-сообществе вызывает влияние аномально высоких температур на состояние икон, живописи и графики. Кондиционеры в выставочных залах захлёбываются от перенапряжения.
А, например, специальный отдел климатологов в Русском музее вынужден работать в усиленном режиме, отслеживая изменения температуры, влажности и ультрафиолетового излучения. Рассказывают Новости культуры.
Зал искусства первой половины XIX века. Температура в помещении чуть больше 31 градуса, относительная влажность воздуха — 47 процентов. В Русском музее от жары тоже не спастись. Система кондиционирования в классических интерьерах сделана давно и рассчитана максимум на 25 уличных градусов. Поэтому сейчас посетители через одного обмахиваются веерами, шляпами, буклетами. Но главная тревога сотрудников — сохранность картин, икон, графики.
«Мы почти еженедельно производим осмотр экспозиции — это гарантирует то, что никаких видимых изменений с произведениями не произошло. Осмотр идет регулярно. Особенно, последнее время», — говорит заведующая мастерской реставрации живописи Государственного Русского музея.
В такую жару первым видимым изменением масляной живописи может быть провисание холста. Но реставраторы уверены — этого не случится. Самое опасное — резкое изменение температуры, а нынешнее потепление происходило плавно. К тому же в Русском музее серьезный контроль климата — за малейшими изменениями наблюдает целый отдел.
«Это датчик контроля радиосистемы. Он измеряет температуру и влажность. Это происходит в режиме реального времени. То есть в нашем отделе каждый день дежурит сотрудник, который смотрит за работой этой системы. Если он видит какое-то изменение параметров, он сигнализирует», — отмечает старший научный сотрудник Отдела музейной климатологии Государственного Русского музея Наталия Мохова.
Данные приборов снимаются четыре раза в час. Помимо изменений температуры, еще важнее отслеживать влажность. Для экспонатов губителен как сухой воздух, так и излишне влажный. Показания датчиков позволяют сотрудникам оперативно реагировать – например, включать паровые установки или, наоборот, осушители.
До 94 года относительную влажность измеряли с помощью самописцев — гигрографов. Датчиком в нем служит пучок обезжиренных человеческих волос. При повышении влажности волосы удлиняются. Прибор достаточной точный. Кстати, в галереи Уффици во Флоренции и музеях Ватикана до сих пор используют аналогичные самописцы.
Почти во всех залах музея влажность сейчас идеальная — 50 процентов. Отдел климатологии контролирует буквально все. Меряют дистанционно температуру стен и даже скорость воздушных потоков в помещениях. Но, как всегда, летом — особое внимание к солнечным лучам. Яркий свет вреден, а ультрафиолет — просто губителен. Все окна Михайловского дворца занавешены, а стекла покрыты специальной пленкой, не пропускающей ультрафиолет.
«Эта часть спектра очень губительна для произведений искусства, потому что это коротковолновое излучение, которое меньше 400 нанометров. Это излучение проникает вглубь, разрушает картины», — объясняет Наталия Мохова.
Самым ценным экспонатам, по большей части, это иконы, не страшны никакие климатические изменения. Доски помещены в специальные стеклянные кассеты, и в них поддерживаются оптимальные условия хранения. Что касается остальных произведений искусств, и им ничего не угрожает. Главное, чтобы не произошло резкого падения температуры. Поэтому специалисты внимательно следят за прогнозом погоды.