В Русском музее спасают картины от жары - Караван
  • $ 488.26
  • 530.54
+10 °C
Алматы
2024 Год
1 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
В Русском музее спасают картины от жары

В Русском музее спасают картины от жары

Уже скоро как месяц самыми «горячими» новостями на информационных лентах остаются метеосводки. Жара, захватившая всю европейскую часть России, испытывает на выносливость не только людей, флору и фауну, но и предметы материального мира.

  • 17 Июля 2010
  • 963
Фото - Caravan.kz

Особую обеспокоенность в арт-сообществе вызывает влияние аномально высоких температур на состояние икон, живописи и графики. Кондиционеры в выставочных залах захлёбываются от перенапряжения.

А, например, специальный отдел климатологов в Русском музее вынужден работать в усиленном режиме, отслеживая изменения температуры, влажности и ультрафиолетового излучения. Рассказывают Новости культуры.

Зал искусства первой половины XIX века. Температура в помещении чуть больше 31 градуса, относительная влажность воздуха — 47 процентов. В Русском музее от жары тоже не спастись. Система кондиционирования в классических интерьерах сделана давно и рассчитана максимум на 25 уличных градусов. Поэтому сейчас посетители через одного обмахиваются веерами, шляпами, буклетами. Но главная тревога сотрудников — сохранность картин, икон, графики.

«Мы почти еженедельно производим осмотр экспозиции — это гарантирует то, что никаких видимых изменений с произведениями не произошло. Осмотр идет регулярно. Особенно, последнее время», — говорит заведующая мастерской реставрации живописи Государственного Русского музея.

В такую жару первым видимым изменением масляной живописи может быть провисание холста. Но реставраторы уверены — этого не случится. Самое опасное — резкое изменение температуры, а нынешнее потепление происходило плавно. К тому же в Русском музее серьезный контроль климата — за малейшими изменениями наблюдает целый отдел.

«Это датчик контроля радиосистемы. Он измеряет температуру и влажность. Это происходит в режиме реального времени. То есть в нашем отделе каждый день дежурит сотрудник, который смотрит за работой этой системы. Если он видит какое-то изменение параметров, он сигнализирует», — отмечает старший научный сотрудник Отдела музейной климатологии Государственного Русского музея Наталия Мохова.

Данные приборов снимаются четыре раза в час. Помимо изменений температуры, еще важнее отслеживать влажность. Для экспонатов губителен как сухой воздух, так и излишне влажный. Показания датчиков позволяют сотрудникам оперативно реагировать – например, включать паровые установки или, наоборот, осушители.

До 94 года относительную влажность измеряли с помощью самописцев — гигрографов. Датчиком в нем служит пучок обезжиренных человеческих волос. При повышении влажности волосы удлиняются. Прибор достаточной точный. Кстати, в галереи Уффици во Флоренции и музеях Ватикана до сих пор используют аналогичные самописцы.

Почти во всех залах музея влажность сейчас идеальная — 50 процентов. Отдел климатологии контролирует буквально все. Меряют дистанционно температуру стен и даже скорость воздушных потоков в помещениях. Но, как всегда, летом — особое внимание к солнечным лучам. Яркий свет вреден, а ультрафиолет — просто губителен. Все окна Михайловского дворца занавешены, а стекла покрыты специальной пленкой, не пропускающей ультрафиолет.

«Эта часть спектра очень губительна для произведений искусства, потому что это коротковолновое излучение, которое меньше 400 нанометров. Это излучение проникает вглубь, разрушает картины», — объясняет Наталия Мохова.

Самым ценным экспонатам, по большей части, это иконы, не страшны никакие климатические изменения. Доски помещены в специальные стеклянные кассеты, и в них поддерживаются оптимальные условия хранения. Что касается остальных произведений искусств, и им ничего не угрожает. Главное, чтобы не произошло резкого падения температуры. Поэтому специалисты внимательно следят за прогнозом погоды.