На днях глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов заявил, что «подвиги российских героев специальной военной операции на Украине» войдут в школьные учебники по истории: «Да, обязательно в учебниках это будет. Уже в новых программах по истории эти разделы в обязательном порядке есть». Российский министр просвещения добавил, что новые единые программы по истории уже подписаны и направлены в Министерство юстиции РФ.
Редакция медиа-портала Caravan.kz в сегодняшнем материале попыталась задаться вопросом: а как сегодняшние события в Украине будут отражены в наших, казахстанских учебниках по истории в будущем, и каковой может быть эта оценка? И вместе с этим интересно предположить, как будут проанализированы и оценены эти события спустя годы, десятки лет уже в мировой истории. Будет ли это какой-то единой трактовкой или возможных интерпретаций, как, например, в освещении темы Второй мировой войны в разных странах, будет великое множество? Слово экспертам.
Бахытжан Копбаев, историк-тюрколог, общественный деятель:
«Это их страна, и они имеют право писать в своих учебниках истории все, что хотят. Нас, Казахстан, это ровным счетом не должно волновать вообще. Новейшая история России – это то, как политики России видят все те события, что происходят сейчас как в самой России, так и вокруг нее. Их умозаключения направлены только для внутренней аудитории самой России. И в нынешних ситуациях – это не что иное как часть пропаганды, направленной для внутренней аудитории. А настоящая историческая оценка основам и значениям всех тех событий, что происходят сейчас в России, будет дана намного позже, чем в этом десятилетии.
История, в отличие от всех остальных наук, интересна тем, что ее собственно можно творить самим людям, здесь и сейчас. Нынешние события, что происходят в Украине, и позиция многих стран четко показывает, насколько были дилетантами и дешевыми хайпожорами все те, кто уже постфактум осуждали договор Молотова-Риббентропа и позиции соседствующих с Германией Гитлера стран. Спустя столетия легко быть историческим экспертом и, осуждая те или иные события, говорить, что надо было так сделать, а не эдак. Историю пишут победители.
Позиция Казахстана, да и не только, будет меняться в зависимости от того, как будут развиваться события. Я думаю, многие страны могут беспроблемно занять позицию Болгарии, Румынии или Венгрии, напавших на СССР вместе с Германией, когда гитлеровская Германия развивала свои успехи и шла семимильными шагами по всей Европе. И точно также, но уже наоборот, эти же страны могут развернуть свое оружие, как это делали все те же союзники Германии Гитлера, когда конец рейха был очевиден.
Поэтому еще рано говорить о том, кто что должен или как будет отражаться этот исторический период в разных учебниках по истории. Может, вообще случиться так, что писать будет не о чем или даже некому. В Казахстане должны переосмыслить советское прошлое – историк
Считаю вообще некорректным сравнения нынешних событии со Второй мировой и оценки участников тех событий о своем месте и вкладе. Если тогда тех событий невозможно было избежать, то нынешние события происходят вообще беспричинно, по сравнению со Второй мировой.
Во-первых, сколько будет длиться российско-украинская война, все еще неизвестно. Во-вторых, сколько будет жертв, тоже еще окончательно неизвестно. В-третьих, неизвестно, каким будет мир после окончания или конца. Пока еще рано загадывать наперёд.
Вполне возможно, что война может закончиться так, что мировое сообщество не только выиграет в целом, а может снова прийти к единой оценке нынешних событий, и точно так же, как после Второй мировой, воцарится мир и понимание на еще каких-то 50-60 лет.
В своей стадии развития человечество, социальные процессы и социальная структура общества только-только заканчивают свой пубертатный возраст и столкнулись с началом криза своей юности. И пока мы дорастем до своей зрелой молодости цивилизационного развития, мы успеем совершить еще много глупостей, присущей своему возрасту. А до зрелости нам ой как еще далеко».
Самат Курмангалиев, педагог, историк:
«Героическое отражение действий участников «спецоперации» в российских учебниках видится мне как минимум достаточно спорным решением и в некотором смысле иррациональным, но это мое субъективное мнение. С другой стороны, написание учебников – это вопрос, характерный для внутренней повестки Российской Федерации, и подобные процессы не имеют к Казахстану никакого отношения, как и Казахстан к ним.
Будут ли эти сегодняшние события отражены в казахстанских учебниках в будущем? Если и будут, то, предположу, что подача будет перекликаться с сегодняшней позицией казахстанских властей по этому вопросу, которая довольно отчетлива: Казахстан придерживается устава ООН, не признает ЛДНР, как и не признает Косово и Тайвань. Поэтому, по моему мнению, через 10-20 лет эти события будут описываться так же, как и сейчас: военный конфликт в Украине, ДНР и ЛНР не являются частью России и т.д.
То, как будут трактоваться сегодняшние события по Украине в российских учебниках, будет зависеть от их исхода, от того, какая из сторон победит, а также во многом от того, какой будет власть в России условно через 10-15 лет.
Вы упомянули о разных интерпретациях темы Второй мировой войны в разных странах. Если же в пределах рассуждения мы вспомним о событиях Второй мировой (не в коем случае не сопоставляя их по значимости с войной в Украине, а лишь нащупывая точки соприкосновения), то можно обратить внимание на несколько интересных тезисов.Что будет с россиянами, которые решили остаться жить в Казахстане
Я немного изучал тему того, как освещаются событий Второй мировой войны в немецких учебниках, и не обнаружил никаких отсылок или сведений о том, что, к примеру, Фридрих Паулюс или Эрвин Роммель являются героями войны. Хотя последний, по некоторым источникам, имел отношение к знаменитому, но неудавшемуся покушению на Гитлера, известному как операция «Валькирия».
Насколько мне помнится, учебники в Германии составлены не по датам, как, например, в постсоветских странах – концепция учебного плана основана не на хронологическом отображении событий, а именно на тематическом подходе. Но что касается 1940-х годов, то Восточная кампания в них (учебниках – Ред.) однозначно обозначается как нападение, а именно – нападение гитлеровской Германии на Советский Союз, которое было спланированным. И это важный момент. Также, насколько мне известно, изучению темы Второй мировой войны в уроках истории немецких школ уделяется не так много внимания, но вместе с тем большое внимание уделено как раз тому, что это была война на уничтожение, направленная на истребление населения СССР. Таким образом, Германия не открещивается от своей роли во Второй мировой, но вместе с этим не поддерживает и не героизирует нацистов.
Будет ли какая-то единая трактовка российско-украинского конфликта в мировой истории? Я так не думаю. Поскольку нет единой трактовки ни по Второй мировой, ни по Великой Отечественной, ни по Холодной войне, нет единой трактовки ни по Вьетнаму и Афганистану. Вполне вероятно, что взгляд на сегодняшние события у разных сторон – России, Украины, ЕС, США, Китая – останется таким же, как и сейчас. И в итоге каждый будет толковать историю так, как выгодно ему».